СХОДСТВО ВАДЖРАЯНЫ И УЧЕНИЯ ТОЛТЕКОВ
О Ваджраяне
Сходство с Учением Толтеков
Что у них общего:
- чрезвычайная эффективность, позволяющая в течение одной жизни достичь высокого уровня развития (стать Человеком Знания или обрести буддистское Просветление)
- "удар нагваля" от учителя, который сразу вводит ученика в повышенное осознание и погружает его осознание в Двойника
- техники Прямой связи с уровнями Высшего Я (Двойник и Сущность) или словами буддистов, ученик оказывается в теле Самбогакая и Дхармакайя, отождествляя себя с высшими существами
- полное, ТОТАЛЬНОЕ погружение, требующее от ученика полного посвящения ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ БЕЗ ОСТАТКА - тот же принцип есть и у толтеков для учеников, которые оставляют свои жизни, оказываясь в партии магов
- рассмотрение своих недостатков не как препятствия, которые следует искоренять, а как сырье (материал для трансформации) для получения личной силы. Недостатки осветляются светом осознания и становятся достоинствами. И если взять бОльший зум восприятия - воин ничего не избегает, ничего не выкидывает и ни от чего не отказывается, а все использует для своего роста. Так как это чрезвычайно эффективные системы, которые позволяют достичь Просветления за одну жизнь, то все аспекты жизни оказываются задействованными и все вещи, неважно плохие или хорошие, трансформируются в личную силу. Интенсивность жизни возрастает многократно.
- также как и у толтеков, далеко не все могут идти по этому Пути. Как сказал один высокореализованный йогин, смотря на прекрасного кандидата в свои ученики "это - прекрасный сосуд и я смогу смогу доверху наполнить его Знанием". Только те, кто обладает определенной "старостью и опытностью души" могут идти по этому Пути. Это выражается в том, что такие люди представляют собой "очень прочные сосуды, которые смогут выдержать огромнейшее давление, которое ложится на плечи ученика и благодаря которому и происходит быстрый рост.
- можно сделать свободный перевод слова "ваджраяна" как "обретение алмазного (сущностного) тела за одну жизнь"
я сделал сборку выдержек с разных сайтов, чтобы можно было получить общее впечатлении о том, что это такое:
---------
Слово ваджра, входящее в название «Ваджраяна», первоначально употреблялось для обозначения громового скипетра индийского Зевса — ведийского бога Индры, однако постепенно его смысл изменился [1]. Дело в том, что одно из значений слова «ваджра» — «алмаз», «адамант». В рамках буддизма со словом «ваджра» начали ассоциироваться, с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой — само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также каруну (сострадание) и упаю (искусные средства) в оппозиции праджня — упая (праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик; соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции (юганнадха) мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как «Алмазная Колесница», «Громовая Колесница» и т. п. Первый перевод наиболее распространен.
Следует сразу же сказать, что в отношении аспекта мудрости (праджня) Ваджраяна не предполагает практически ничего нового по сравнению с классической Махаяной и базируется на ее философских учениях — мадхьямаке, йогачаре и теории Татхагатагарбхи. Все своеобразие Алмазной Колесницы связано с ее методами (упая), хотя цель применения этих методов все та же — обретение состояния Будды для блага всех живых существ. Ваджраяна утверждает, что главное преимущество ее метода — его чрезвычайная эффективность, «мгновенность», позволяющая человеку стать Буддой в течение одной жизни, а не трех неизмеримых (асанкхея) мировых циклов — кальп. Следовательно, адепт тантрического пути может быстрее выполнить свой обет бодхисаттвы — стать Буддой для избавления всех существ, утопающих в болоте циклического существования рождений-смертей. Вместе с тем наставники Ваджраяны всегда подчеркивали, что этот путь является и самым опасным, подобным прямому восхождению к вершине горы по канату, натянутому над всеми горными ущельями и пропастями. Малейшая ошибка на этом пути приведет незадачливого йогина к безумию или рождению в особом «ваджрном аду». Гарантией успеха на этом опасном пути является приверженность идеалу бодхисаттвы и стремление обрести состояние Будды как можно быстрее, чтобы скорее получить способность спасать живые существа от страданий сансары. Если же йогин вступает на Колесницу Грома ради собственного преуспеяния, в погоне за магическими силами и могуществом, его конечное поражение и духовная деградация неотвратимы.
Что бросается в глаза при чтении тантрических текстов наивысшей йоги? Прежде всего, это мотивы греховного, преступного и ужасного, повторяющиеся в положительных контекстах темы прелюбодеяния, кровосмешения, убийства, воровства и даже каннибализма — все это рекомендуется к совершению истинному йогину, все, что, казалось бы, совершенно противоположно самому духу буддизма, всегда проповедовавшего нравственную чистоту, сострадание ко всему живому и воздержание. И вдруг — торжественные заявления о том, что путь удовлетворения всех страстей тождествен пути их пресечения, вдруг — проповеди, произносимые Буддой — Бхагаваном, пребывающем в йони, «лотосе» женских гениталий, проповеди, от которых бодхисаттвы, слушающие их, падают в обморок, ибо наполнены эти проповеди призывами убивать родителей и учителей, совершать акты самого чудовищного инцеста, есть не только мясо животных, но и предаваться каннибализму, а также совершать подношения Будде мясом, кровью и нечистотами.
Что стоит за всем этим? Неужели некие «сатанисты» или «черные маги» завладели образом кроткого и сострадательного Будды для совращения живых существ с пути освобождения? Или же это что-то иное? Но что?
Прежде всего, следует сказать, что метод тантр хотя и приводит, согласно традиции, к тому же результату, что и метод сутр классической Махаяны, тем не менее по своему характеру он прямо противоположен тому. Махаяна (да и Хинаяна) прежде всего работали с сознанием, с тем тонким и поверхностным слоем психики, который характерен именно для человека и тесно связан с типом цивилизационного развития того или иного общества и его уровнем. И только постепенно просветляющее воздействие методов Махаяны затрагивает более глубокие слои и пласты психики, очищая и преобразуя их. Иное дело Ваджраяна. Она прямо сразу начинала работать с темными пучинами бессознательного того «тихого омута», в котором «черти водятся», используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей, — всего того, что могло и не осознаваться самим практикующим, бомбардируя, однако, его сознание «изнутри». Затем только наступала очередь сознания, преображающего вслед за очищением темных глубин подсознательного.
Далее, все тантрические тексты высокознаковы, семиотичны и вовсе не рассчитаны на дословное понимание (не забудем, что речь идет о тайном и опасном для профанов учении). Многое в их интерпретации зависит от уровня, на котором текст истолковывается. Так, на одном уровне требование убить родителей может означать искоренение клеш и дуалистического видения реальности, служащих как бы родителями для сансарического существа, а на другом — пресечение движения потоков энергии (праны) в позвоночном столбе посредством задержки дыхания в ходе йогической практики тантр (ср. знаменитое высказывание китайского чаньского монаха Линь-цзи, IX век: «Встретишь Будду — убей Будду, встретил Патриарха — убей Патриарха», направленное на искоренение авторитарного мышления и овнешвления истины, поскольку, как учит Чань, нет никакого Будды, кроме Будды в нашем собственном сердце — уме). То же справедливо и для прочих метафор преступления (ср. фразу из псалма 136 «На реках вавилонских»: «Блажен муж, еже разбиет младенцы твоя о камень», где под «вавилонскими младенцами» православная церковь понимает грехи).
Раскрытие чакр (их активизация), как полагают, и вообще работа с энергетикой организма приводит к овладению йогином различными сверхспособностями (в буддизме они называются риддхи): умение летать, становиться невидимым и т.п. О великом тибетском йогине и крупнейшем поэте Миларепе (XI — начало XII вв.) существует, например, легенда, что он укрылся от грозы в брошенном на дороге полом роге, причем рог не стал больше, а Миларепа — меньше. Считается, что средствами дыхательных и физических упражнений, приема алхимических эликсиров и растительных экстрактов, «возврата семени в мозг» (достигается через умение испытывать оргазм без эякуляции) и созерцания [12] йогин может даже сделать свое тело бессмертным и неразрушимым, дабы, исполняя обеты бодхисаттвы, в течение целого космического цикла оставаться с людьми и наставлять их в Дхарме Будды. Так, среди пожилых лам Бурятии еще лет двадцать-тридцать тому назад существовало предание, что знаменитый йогин и махасиддха Сараха (VII век) в 20-е годы XX столетия посетил один из бурятских монастырей. И хотя Ваджраяна учит смотреть на все подобные силы и способности как на пустые и иллюзорные по своей природе, в народе за адептами Алмазной Колесницы прочно закрепилась репутация чудотворцев и волшебников.
Махасиддхи были прежде всего практиками, йогинами, которых интересовало именно скорейшее достижение религиозной цели, а не схоластические тонкости интерпретации Дхармы и ставшие самоцелью бесконечные дискуссии о них в монастырских центрах. Йогины — махасиддхи не связывали себя принятием формальных обетов, вели свободный образ жизни и даже внешне, своими длинными волосами (а иногда и бородами), отличались от бритых монахов (интересно, что и сейчас во время совершения тантрических ритуалов в дацанах Монголии и Бурятии ламы-монахи надевают на свои бритые или коротко подстриженные головы парики с характерной прической йогинов Ваджраяны, становясь при этом временно как бы мирянами). Не имея догматических предубеждений, они свободно общались с такими же, как и они, индуистскими йогинами, презревшими ограничения брахманской ортодоксии, что приводило к неограниченному обмену идеями и методами йогической практики. По-видимому, именно в этой среде и формировались приемы и образы, характерные для тантр класса наивысшей йоги (расцвет движения махасиддхов — X — XI века), усвоенные много позднее и в не совсем полном объеме и монастырским буддизмом.
Говоря о махасиддхах, нельзя хотя бы предельно кратко не упомянуть о шести йогах Наропы:
йога внутреннего тепла;
йога иллюзорного тела;
йога сновидений;
йога ясного света;
йога промежуточного состояния;
йога переноса сознания.
Особенности практики Алмазного пути
Поучения Алмазного пути отличаются своими целостными и действенными методами.
Они основаны на тантре (с санскр. "переплетение") - методе вплетения учений в повседневную жизнь.
Этот метод передается от учителя ученику и задействуют все сферы жизни практикующего. Поэтому Ваджраяну также называют Тантраяной.
Методы Ваджраяны расчитаны на людей, способных видеть в учителе отражение собственного ума и, благодаря преданности и отождествлению с ним, быстро перенимать его внеличностные качества. В Ваджраяне учитель передает ученикам свое постижение природы ума - Махамудру, или Великую печать, что позволяет высвободить много энергии и осознать подлинную природу ума. Главный подход в Ваджраяне - вести себя как Будда, пока не станешь Буддой.
Преданность достигается путем узнавания в учителе своей собственной природы Просветления и желания раскрыть ее, стать таким же, как учитель. Поэтому так необходима полная ответственность учителя за свои свои слова и действия и достижение им действительно высокого уровня реализации. В Тибете традиционно ученик три года проверял своего учителя, чтобы убедиться, что ему можно доверять, после чего то же делал учитель, чтобы убедиться, что ученик готов к таким методам учения.
Для всех 84 000 завес и мешающих эмоций имеются эффективные средства глубокого анализа и противодействия, которые все трансформируют в шаги на пути. В Ваджраяне мешающие эмоции воспринимаются не как препятствие, но как сырье для практики. Они не избегаются, как в хинаяне, и не анализируются, как в махаяне. С помощью медитации появляется способность не реагировать на эмоции немедленно, а смотреть на них со стороны, наблюдая, как они трансформируются в вневременную мудрость.
Средством для достижения нирваны в Ваджраяне считается сочетание йоги (практики и психотренинга), магической и эзотерической практики, чтения мантр, медитации и беспрекословное почитание духовного наставника. В отличие от других религиозных направлений буддизма, в Ваджраяне существует культ живых богов, как реализация философской идеи постоянного перерождения представителей божественного пантеона в людей.
Ваджраяна могущественна и вовлекает всю жизнь, все существование человека без остатка. Она опасна. Как для корабля, пересекающего штормящий океан, малейшее отклонение от проложенного курса приведет к тому, что он разобьется о скалы, так и Ваджраяна предполагает полное самообладание и точность в мыслях, чувствах и действиях. Возможности злоупотреблений из-за неправильного понимания и желания личной славы, а также вероятность ужасных духовных и психологических ущербов настолько велики, что Цзонкапа в четырнадцатом столетии основал свою кардинальную реформу на том принципе, что человек, прежде чем приступить к занятиям Ваджраяной, обязательно должен овладеть Махаяной.
перепечатано с Нагвалкома