Горловое пение
Горловое пение является одним из древнейших стилей пения, основанном на особом способе звукоизвлечения, при котором поющий издает одновременно до двух звуков – опорный тон и обертон.
Некоторые ученые считают, что этот стиль пения был распространен у всех народов земли, но дошел до наших дней преимущественно через восточные традиции, поэтому сейчас мы говорим о горловом пении кочевых народов. Центром горлового пения в России считается республика Тува, однако это не значит, что только тувинцы сохранили древнюю технику пения. Также горловое пение по сей день практикует большая часть коренных народов Сибири, Монголии, Казахстана, Тибета и некоторые коренные народы Американского континента. От народа к народу меняется стиль и традиции исполнения. Но мы будем говорить преимущественно о Тувинской традиции горлового пения, как о наиболее доступной.
Исторически горловое пение используется в различных аспектах жизни человека, начиная от исполнения народных песен и сказаний и заканчивая трансовыми техниками шаманов и религиозными ритуалами. Это обусловлено большим спектром свойств, оказываемых горловым пением на физическое и психологическое здоровье человека, состояние его сознания и энергетики.
Что может дать нам горловое пение?
- Физическое здоровье. Горловое пение оказывает особый эффект на физическое состояние человека. При исполнении этим стилем пения улучшается кровообращение, выравнивается кровяное давление, увеличивается объем легких и выносливость человека, происходит естественная чистка и проработка дыхательных путей, носоглотки и лобных пазухов. Повышается иммунитет, особенно к простудным заболеваниям, облегчаются хронические болезни легких. Эти свойства исполнения связаны с особым напряжением мышц тела и особом дыхании при исполнении.
- Творческий потенциал. При правильном исполнении горлового пения человек получает незабываемое удовольствие от возможности использовать для построения мелодии не только опорный голос, но и обертон. Это заставляет восхищаться красотой композиции как слушателя, так и исполнителя, что приводит к высвобождению творческой энергии, вдохновению и желанию творить. Горловым пением, как и рисунком, можно выразить множество эмоций и состояний, даже если вы не имеете особых навыков в музыке.
- Уверенность в себе. Как уже говорилось, с помощью горлового пения можно достигнуть творческой реализации, что позволяет стать более уверенным в себе и своих силах. Также в процессе обучения происходит серьезная проработка горловой чакры и силы голоса, что позволяет вам чувствовать себя уверенней при вербальном общении. Через некоторое время вы начнете понимать, что произносить убедительные речи стало гораздо проще, пропал страх перед большой аудиторией.
- Медитативное состояние. При желании, горловое пение можно использовать для частных и массовых медитаций без серьезного изменения состояния восприятия реальности. Исполнитель сам может задать необходимый тон, начиная от рычащего каргыраа, и заканчивая пронзительным сыгытом, и выбрать необходимый ритм, что увеличивает сферы применения горлового пения в медитациях.
- Работа с энергией и Намерением. Также, при желании, можно использовать горловое пение для более серьезной работы с Намерением и энергетикой как исполнителя, так и слушателя, наподобие того, как используют пение сибирские шаманы. Однако такие действия требуют большого опыта и умений, и не достигаются мгновенно. Важно понимать, что горловое пение – это лишь инструмент, его сила, и направление этой силы зависит только от исполнителя.
Мы рассматриваем три основных стиля горлового пения:
Хоомей. Слово чаще всего переводится как глотка или гортань, и иногда служит термином, обозначающим горловое пение в принципе. Техника заключается в воспроизводстве опорного тона на уровне обычного голоса и легких обертонов. На хоомее, как правило, исполняют песни, имеющие текст, и часто переходят к обычному вокальному исполнению.
Каргыраа. Стиль каргыраа часто сравнивают с карканьем ворона или рыком зверя. Это низкий, рычащий опорный тон и легкие обертоны. На каргыраа также часто исполняют песни с текстом, однако также каргыраа используется и при построении мелодии или при подражании звукам природы.
Сыгыт. Считается одним из самых сложных стилей горлового пения. В идеале, при исполнении сыгыта, опорный тон должен быть менее слышимым, чем ярко-выраженный обертон. При исполнении сыгыта, как правило, выстраивают мелодию именно изменением обертона. Исполнения песен с текстом, в силу особенностей техники исполнения, на сыгыте невозможно.