Йога есть молчание ума
Слово "йога" образовано от санскритского корня "юдж", означающего "связь", "единение", "единство". Наши далекие предки подразумевали под данным понятием "единство" во всем, что нас окружает, "связь" со всем сущим.
Такое "единство" достигается только тогда, когда у человека присутствует глубокая ментальная тишина или другими словами - отсутствуют мысли в голове. В индуистских учениях это состояние называют просветлением. В учении Иисуса это спасение, а в буддизме — прекращение страдания. Для описания этой трансформации также используются термины освобождение и пробуждение. По причине того, что наш ум постоянно властвует над нами, бесконтрольно болтает, мы находимся вдалеке от данного состояния единства (йоги). Пока мы не достигнем тишины в голове, пока мы не научимся пользоваться умом по назначению и не позволять ему пользоваться нами, мы даже не сможем понять, что же в действительности такое йога, что такое единство и связь, просветление и освобождение. Поэтому, будет проще и естественней определить йогу, как молчание ума. Большинство основателей и последователей йоги именно так и определяют йогу.
Например, основатель индийской школы йоги Патанджали (II в. до н. э.) во втором афоризме первой главы "Йога Сутр" дал такое определение йоги: "читта вритти ниродхах" - что в переводе означает "сдерживание колебаний ума". Все древние писания на тему йоги первоосновой ставили ментальную тишину, везде упоминается, что человек обречен на боль и страдания, если его ум постоянно властвует над ним. Так, в одной из самых древних и авторитетных священных писаний Катха Упанишаде, про йогу сказано следующее: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Эту постоянную власть над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший её освобождается от заблуждений", или: "Ум - царь чувств. Победивший свой ум, чувства, страсти, мысли и рассудок - царь над людьми. Он достоин царственного союза со Вселенским Духом. Он обрел Внутренний Свет".
Также, если заглянуть в любую серьёзную духовную практику, то можно обнаружить, что концентрация внимания является основой любой техники, т.к. просто невозможно достичь душевного покоя, не уравновесив свой ум. Например, суть учения дзен-буддизма – исключительное пребывание в настоящем моменте, где ваш ум настолько спокоен, что ни одна проблема, ни одна форма страдания не могли бы уцелеть в вашей жизни.
Одним из великих Учителей, кто заметил дисфункцию нашего ума, был Гаутама Будда (V в. до н.э.). Будда учил, что корень всех наших страданий находится в страстных желаниях и постоянных хотениях, и для того, чтобы освободиться от боли, нам нужно разорвать путы желаний, т.е. успокоить свой ум. Согласно учению Будды, человеческий ум в его обычном состоянии порождает дукху, что переводится как страдание, неудовлетворенность, или просто как состояние явного несчастья. Он видит её как характерную особенность состояния человека: "Куда бы ты ни шел, что бы ты ни делал, ты встретишь там дукху, и она рано или поздно проявится в любой ситуации".
Подобный же смысл вкладывали в свои учения все просветленные люди, которые приходили на эту землю. Они говорили: "Посмотрите, как вы живете, какое страдание создаете, что же творится в мыслях ваших?". Затем указывали на возможность пробуждения от коллективного кошмара - "нормального" человеческого существования. Однако, вследствие того, что человек на протяжении тысячелетий пребывает в неведении, большинство древних религий были настолько искажены, что за ними полностью потерялась их духовная суть. В действительности существует, и всегда существовало лишь одно духовное учение, хотя и в самых разных формах.
"Первостепенной обязанностью йога является думать так, чтобы не позволить себе думать". Находясь в обыденном состоянии сознания, человеческий ум имеет тенденцию избегать настоящий момент – убегать от того, что происходит здесь и сейчас. У большинства людей голос в голове не умолкает ни на секунду. Он без устали комментирует, оценивает, сравнивает, судит, строит догадки, жалуется, любит, не любит и так далее. И все эти комментарии далеко не всегда имеют отношение к тому, что происходит в данный момент. Этот внутренний голос может с равным успехом воскрешать недавнее и совсем далекое прошлое или проигрывать ситуации, которые могут возникнуть в будущем. Причем довольно часто рисуются варианты развития событий и их возможные последствия - то, что называется беспокойством. Эти непроизвольные мыслительные процессы принимают форму бесконечных внутренних монологов и диалогов. Порой эта звуковая дорожка дополняется визуальными образами или "ментальным кино".
Наш ум – это орудие, инструмент. Он нужен для выполнения конкретной работы. Выполнив эту работу, инструмент откладывают. Однако при существующем положении дел, примерно от 80 до 90 процентов человеческих мыслей являются не только повторяющимися и бесполезными, но и просто вредными в силу своей искаженности и часто негативной природы. В итоге большая часть нашей жизненной энергии расходуется впустую.
Неспособность останавливать мыслительный поток в голове является ужасным недугом человечества. Мы не осознаем этого, потому что данным недугом страдают практически все. Именно поэтому мы и воспринимаем его как нормальное явление. Этот не стихающий ни на секунду гул мыслей мешает нам отыскать дорогу в область внутренней тишины и покоя, почувствовать себя теми, кем мы на самом деле являемся.
Причина пагубной привычки к мыслям идет от убеждения, что "Я" - это ум. Но это убеждение - иллюзия. Ведь мы воспринимаем себя только как содержимое собственного ума. Нам кажется, что если мы перестанем думать, нас просто не станет. А значит, первым шагом на пути к свободе должно стать понимание того, что вы не есть эта сущность в голове. Вы не есть мысль.
Отождествляя себя с умом, мы загоняем себя в ловушку прошлого и будущего. Это проявляется в вашем навязчивом стремлении жить чуть ли не одними воспоминаниями и ожиданиями. В итоге мы без конца думаем о прошлом и будущем, выказывая полное непочтение к настоящему моменту жизни и не позволяя ему просто быть. Такая навязчивость объясняется тем, что прошлое формирует нашу личность, а будущее несет в себе надежду на спасение и на исполнение всевозможных желаний. И то и другое – иллюзия.
Чувство сожаления и вины, горечь, обида, недовольство и любые другие эмоции, связанные с неумением прощать, рождаются от переизбытка прошлого и недостаточного присутствия в настоящем. Тревога, беспокойство, напряжение, стресс, волнения – все это формы страха, который рождается из переизбытка будущего и недостаточного присутствия в настоящем.
Йога учит тому, что данный конкретный момент – это все, что у нас есть. Практикующий йогу учится забывать о прошлом и не заботиться о будущем. Он живет в вечном настоящем, фокусируя свою жизнь только на том, что происходит здесь и сейчас. Если раньше вы мысленно обитали в прошлом или будущем и наведывались в настоящее лишь от случая к случаю, то теперь все наоборот: вы живете в настоящем и наведывайтесь в прошлое и будущее, только когда того требуют практические аспекты вашей жизни. Занятия йогой учат принимать все, что преподносит жизнь и всегда говорить настоящему мгновению "да".
Великий суфийский мастер и поэт Руми говорил: "Прошлое и будущее застят Бога от нашего взора; выжигайте и то и другое огнем".
Для практикующего йогу, каждый момент настоящего несет в себе смерть прошлого. Он понимает, что багаж прошлого ему совершенно ни к чему. Также, человек занимающийся йогой осознает, что будущее определяется только в настоящий момент. Он знает, что если не жить в потоке настоящего времени, значит быть несчастным человеком. Если удается быть счастливым сейчас, то тем самым ты творишь и счастье будущее. Жить в настоящее мгновение означает поистине присутствовать в нем, и не только физически. Это означает осознавать и принимать все, что приносит тебе жизнь, вкушать и поглощать все, что происходит. Это означает быть в контакте с тем, что ты ощущаешь и что узнаешь. Жить в настоящем – значит действовать как невозмутимый наблюдатель. Ты смотришь на события по мере того, как они разворачиваются, никоим образом не анализируя их и не вынося суждений, хотя твое внимание остается все время направленным на ощущения, вызванные этими событиями.
Чтобы покончить с безумием, которое творится в нашей голове, подрывающим нашу жизнь и здоровье, нужно сделать всего одну вещь – согласиться с реальностью данного момента. Освободиться от гнета ума можно только в настоящем.
Асаны и другие техники йоги создавались с одним намерением - успокоить неуравновешенный ум. По мере того, как ум становится более послушным, практикующий йогу начинает слышать истинные потребности и нужды своего тела. Тело живет в настоящем времени только тогда, когда оно не подчинено уму. Предоставленное самому себе, оно прекрасно знает, когда пора принимать пищу, когда нужно вспотеть, что такое жажда, тепло, холод и т. д. Оно знает, как быть телом и жить настоящим мгновением. Со временем все физиологические процессы и привычки меняются, начиная от привычек питания и заканчивая качеством и количеством сна. Причем это все происходит постепенно и естественно, без каких либо ограничений и истязаний себя.
Занимаясь классической йогой, вы выполняете комплекс упражнений (асан) в состоянии успокоенного сознания – в состоянии ментальной тишины. Вы выполняете асану, затем концентрируете все свое внимание на какой-то части тела, например, глазах и держите данную позу комфортное для себя время. Физические усилия уменьшаются до минимума, а внимание находится только на выбранном участке тела, при этом любые мысли, которые возникают в голове, вы плавно отгоняете, возвращаясь обратно к объекту концентрации. Когда ум находится в неподвижности, вы подключаетесь к колоссальной энергии, которая питает вас. Все мышцы автоматически расслабляются, т.к. ум больше не сдерживает их, все ваше тело обновляется и отдыхает, в это время начинается процесс исцеления.
Данное состояние называется медитативным. Если концентрация достаточно длинная, то ваше сознание начинает как бы "плыть" - вы входите в состояние между сном и бодрствованием. Начинают искореняться глубокие болезни, комплексы и страхи. При этом главное – не количество выполненных асан, а уровень концентрации в процессе выполнения практики - поддержание медитативного состояния. Именно ментальная тишина определяет успех практики йоги.
Источник:
1. Экхарт Толле: "Сила Момента Сейчас"
2. Лиз Бурбо: "Слушай Свое Тело Снова и Снова"
3. Мирче Эллиаде: "Йога: бессмертие и свобода"