ЧЕТВЕРТОЕ СОСТОЯНИЕ СМЕРТИ
Владимир Покровский
ЧЕТВЕРТОЕ СОСТОЯНИЕ СМЕРТИ
Медицинские эксперты подтверждают: нетленные останки великого буддиста по многим параметрам аналогичны тканям живого человека.
По материалам "Независимой газеты" от 22.12.2004
Российские ученые подтвердили нетленность останков главного ламы всех буддистов Восточной Сибири Даши-Доржо Итигэлова, умершего еще в 1927 году. История довольно странная и у скептически настроенного человека доверия абсолютно не вызывающая. Впрочем, вот факты.
Хамбо лама Даша-Доржо Итигэлов (1852–1927) скончался неподалеку от Улан-Удэ, там, где в 1947 году был построен знаменитый Иволгинский дацан. Умирая, он завещал вскрыть его саркофаг (бухман) и посмотреть состояние его останков. Умер он, как и положено йогу высшего ранга, медитируя в позе лотоса. С тех пор эксгумация тела происходила трижды – в 1955, 1973 и 2002 годах. Как утверждают монахи Иволгинского дацана, каждый раз оказывалось, что тело великого ламы не проявляло ни малейших признаков тления и вообще находилось в таком прекрасном состоянии, будто человек только что умер.
Войдя перед смертью в состояние «самадхи», продвинутые буддийские монахи «очищают» свое тело настолько, что оно не поддается тлению.
Последний раз монахи решили святыню больше не захоранивать, а поместили тело в специальный саркофаг из стеклопакета. Саркофаг установили в специальном помещении и выносят его оттуда на обозрение верующим. Ни фотографировать, ни снимать на видео тело Итигэлова ни в коем случае не разрешается – это, как утверждают в дацане, противоречит буддистским традициям. При последнем вскрытии бухмана 11 сентября 2002 года присутствовали не только руководители Буддийской традиционной Сангхи России, но и медицинские эксперты.
Как сообщил корреспонденту «НГ» доктор медицинских наук Виктор Звягин, заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ, тождественность тела захороненному 75 лет назад была подтверждена свидетелями, участвовавшими в предыдущей эксгумации. Феномен поразил ученых, и они попросили разрешения взять для исследования фрагменты волос и ногтей хамбо ламы.
«По многим параметрам тело хамбо ламы производит впечатление тела живого человека, – заявил корреспонденту «НГ» Виктор Звягин, в отделе которого исследовались эти фрагменты. – Это эластичность кожи, подвижность суставов и так далее. Для меня было большой неожиданностью, когда мы сделали инфракрасную спектроскопию образцов тканей и убедились, что их состав мало чем отличается от состава таких же тканей у живого человека».
Сам по себе феномен «нетления» достаточно хорошо известен. Есть несколько причин, позволяющих телу сохраняться на протяжении многих тысяч лет, – наиболее хорошо известна мумификация, как искусственная, так и естественная. Причем естественная мумификация встречается отнюдь не только на кладбищах Южной Америки. Звягин вспоминает о совершенно уникальной находке, которая каким-то образом прошла мимо внимания нашей прессы, – по его словам, при археологических раскопках на Манежной площади археологи обнаружили древнее кладбище, где насчитывалось до двухсот (!) прекрасно сохранившихся мумий.
Помимо мумификации распространены также торфяное дубление и так называемый жировоск – состояние, при котором ткани тела превращаются в некое подобие мыла. В таком состоянии, например, было обнаружено тело доктора Боткина, личного врача царской семьи. «Исследовать его мы не решились, – вспоминает Звягин, – провели только томографическое обследование, чтобы обнаружить застрявшие в теле пули».
Но ни то, ни другое, ни третье к случаю с телом хамбо ламы не подходило. Буддисты считают, что такое возможно только с самыми продвинутыми йогинами – войдя перед смертью в состояние «самадхи», они «очищают» свое тело настолько, что оно не поддается тлению. Они также утверждают, что, кроме тела Итигэлова, в мире хранятся только три нетленные мощи буддистских святых – в Китае, Индии и Вьетнаме. Точнее, теперь уже две – в 1959 году тибетский монастырь, в котором хранилось одно из нетленных тел, был варварски разрушен, и тело пропало.
Но, возможно, «нетление», или, говоря по-научному, прижизненное состояние, не является абсолютной привилегией религиозных столпов.
«Лет пятнадцать назад, – рассказывает Звягин, – при археологических раскопках на Аппиевой дороге было обнаружено захороненное тело молодой девушки, находящееся в прижизненном состоянии. Дальнейшая судьба этой находки мне неизвестна, но абсолютно точно, что серьезных исследований по этому поводу не велось. Фактически мы первые начали исследовать «четвертое состояние», и эти исследования находятся в самом начале».
Вот и понимай, как хочешь! Законы детективной логики гласят: отмети все невозможное, и то, что останется, будет правдой. Знать бы наверняка, где оно, это невозможное.
см. также (новости сайта МЭФ Интент):
Москва. 1 декабря. ИНТЕРФАКС - Сенсационные результаты исследований нетленного тела буддийского ламы были обнародованы в среду в Москве.
"Образцы, взятые через 75 лет после погребения, показали, что органика кожи, волос и ногтей этого умершего человека ничем не отличается от органики живого", - рассказала доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова.
Речь идет о теле известного религиозного деятеля по имени Даша-Доржо Итигелов, который был главой российских буддистов с 1911 по 1927 год.
Перед кончиной он завещал достать свое тело из-под земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась дважды: в 1955 и 1973 годах, и оба раза оказывалось, что тело хамбо-ламы не подверглось тлению. То же самое обнаружилось и на третий раз, в 2002 году, после чего тело Д.Итигелова решили изучить медики.
"Его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого человека, а после вскрытия короба, в котором 75 лет покоился лама, оттуда стало исходить благоухание", - сказала Г.Ершова.
По ее словам, "это полностью противоречит представлениям о том, что должно быть с человеком после 75 лет погребения".
Г.Ершова также отметила, что ни одного подобного факта до сих пор не было не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще.
Тело покойного ламы вот уже два года является объектом поклонения буддистов Бурятии. Оно находится в Иволгинском храме Улан-Удэ - главном буддийском храме России.
На пресс-конференции был также показан фрагмент интервью нынешнего главы буддийской традиционной сангхи (общины) России Дамбы Аюшеева, который отметил, что верующим буддистам этот феномен "дал еще больше веры, а у сомневающихся снял сомнения, а атеистов заставил задуматься".