В середине ХIX века Стивенс и
Катервуд наткнулись на подобный скоплению звезд, рассыпанный по джунглям
Центральной Америки узор городов классической эры Майя. Они открыли
«неизвестную цивилизацию».
Первые следы присутствия оставлены народом
Майя около двух тысяч лет назад. В районе, называемом археологами Мезоамерикой-в
Мексике и Центральной Америке,-появлению Майя предшествовало
таинственное племя ольмеков(II век до н.э.), а также племя сапотеков,
крупнейший центр которых, Монте-Альбан, был основан около 600 года
до н.э. Одновременно с появлением Майя в Центральной Америке, в Центральной
Мексике, чуть севернее современного Мехико, расцвела столица великих
пирамид-Теотихуакан. Несмотря на некоторую общность в земледелии и культуре,
например, 260-дневный календарь, майянцы совершенно отличались от
других цивилизаций этого региона в сфере искусства и интеллектуальных достижений.
Около 300 года н.э. началось великое выступление Майя и достигло
своего полного размаха к 500 году н.э. Согласно сохранившимся до наших
дней майяиским текстам «Пополь Вух» и «Летописи Какчилей» примерно в этот
период от основного народа Майя отделился клан, положивший начало племени
индейцев яки, представителем которого был видящий мудрец дон Хуан Матус,
герой книги Карлоса Кастанеды. В течение следующих трехсот лет Майя продолжали
возводить свои гармоничные и удивительно соразмерные храмы в виде
ступенчатых пирамид и неуклонно, каждые пять, десять и двадцать лет, устанавливали
огромный каменный указатель-стелу,-на которой вырезали дату и
связанные с ней тексты, в виде иероглифических орнаментов, в компактных символических
образах которых сохранялась огромная информация. Хотя на барельефах,
относящихся к позднему периоду классических Майя, встречаются образы
людей, похожих на военнопленных, ни на одном из известных изображений
нет батальных сцен. К тому времени как Майя начали возводить свои
каменные астрономические и ритуальные центры (200-400 гг.н.э.),
системы их иероглифов и математических символов были уже полностью
оформившимися и совершенными. До сих пор не обнаружено никаких признаков
стадии их разработки и неизбежных в этом процессе проб и ошибок. Повсюду
используется полная система условных обозначений, математических знаков и
астрономических вычислений. В 830 году н.э. классические Майя пришли в
упадок, исчезли… К этому моменту были остановлены все строительные работы
и практически полностью прекращены датировки времени.
В конце Х века н.э. на сцене истории
вновь возникли Майя, вернее их потомки, стиль жизни которых полностью
изменился. Теперь они обосновались в северной части Юкатана, после чего
произошло их быстрое смешение с мексиканскими соседями, толтеками. Города
Ушмаль и Чичен-Ица являются свидетельством великих архитектурных
достижений «вторых» Майя, но уже не устанавливались громадные каменные
памятники, испещренные календарными датами и астрономическими данными.
Наоборот, была выработана упрощенная версия прежней календарной системы.
Поздние Майя активно учавствовали в войнах и совершали жертвоприношения.
Закат поздних Майя наступил в 1441 году н.э.. в
результате внутренних войн. Поэтому когда в 1527 году н.э. на Юкатан
прибыли испанские конкистадоры, что было предсказано майянским пророком
ХII века Ах Шупаном, потомки Майя пребывали в полной разобщенности. К 1697
году народ Майя как культурная и политическая общность был окончательно
истреблен.
Практическое большинство
исследователей-археологов и толкователей древних культур относились к
Майя, как к счастливому и загадочному исключению среди цивилизаций
каменного века. Один из самых именитых ученых-археологов, занимавшихся
Майя, С.Г. Морли в своей работе «Путеводитель по руинам Киригуа»
сформулировал самый светлый из традиционных взглядов на культуру Майя:
«Если к материальным достижениям древних Майя в
архитектуре, скульптуре, керамике, обработке камней, изделиях из перьев,
ткачестве и работе с красками добавить их абстрактно-интеллектуальные
свершения – изобретение позиционной системы счисления с сопутствующим
открытием нуля, создание совершенной хронологической системы с четкой
фиксированной начальной датой, использование календаря не менее точного,
чем григорианский, и познания в астрономии, ещё более обширные, чем у
египтян и вавилонян, – и оценить всё это с позиции известных нам
ограничений их культуры, которая пребывала на уровне эпохи раннего неолита
Старого Света, то, несмотря на столь странные противоречия, наука вполне
может считать эту цивилизацию самым ярким первобытным народом на нашей
планете.»
Похоже, что причиной, по которой изучение
культуры Майя все же продолжается, является именно невозможность понять их
с традиционных позиций археологов, относящихся к этой цивилизации так,
словно в этом непонимании виноваты сами непредусмотрительные Майя.
Тайна ключевых центров Майя тесно связана с календарными,
математическими и астрономическими данными. В частности майянцы вычислили
протяженность обращения Земли вокруг Солнца с точностью до третьего знака
после запятой по сравнению со значением, известным современной науке;
создали лунный календарь и циклы затмений; у них существовали таблицы
синодических периодов и синхронизаций периодов обращений Сатурна, Юпитера,
Марса, Венеры и Меркурия и, как часто утверждается, сделали они это в
отсутствие точных инструментов. Все эти расчеты осуществлялись с помощью
уникальной, невероятно простой, но гибкой системы счисления, основанной на
числе 20 и использовавшей всего три условных обозначения (точка, черта и
символ раковины).
В настоящее время высказывается целый
ряд гипотез, пытающихся дать ответы на вопросы: зачем майянцам,
по-видимому не знавшим не только металлургию, но даже колеса, понадобилась
настолько изящная и точная математическая система?; откуда возник этот
интеллектуальный уклон?; как календарная система Майя связана с секретом
их происхождения и загадкой запустения основных центров к 830 году н.э.?;
куда отправились Майя после этого?; не был ли двухвековой пробел в истории
существования Майя сознательным и преднамеренным? Поражает, что к моменту
появления испанцев у «новых» Майя полностью изгладились все воспоминания о
прошлом, но календарь остался. Если это ключ, то для кого?
По мнению М. Леон-Портильи, Ф. Уотерса, Х. Аргуэльеса к
истории Майя поразительно подходит легенда племени хопи о
Палат-Квапи-Загадочном Красном Городе Юга:
«Во времена
миграции в жаркие южные области в Палат-Квапи началось сооружение
четырехъярусного храма, целью которого было исключительно накопление и
укрепление системы знаний. Завершив задание, строители должны были
покинуть город, оставив после себя памятник знаниям. Однако жители забыли
об этом указании, и город начал угасать, но соперничество кланов пробудило
его к жизни. Вспомнив о своей миссии, люди наконец-то ушли из Палат-Квапи,
Загадочного Красного Города Юга.»
Предназначение Майя
заключалось в том, чтобы закодировать и сохранить свои знания, запечатлеть
свою науку в камнях и надписях, а затем уйти. Вполне понятно, что
отслеживание циклов планеты Земля средствами уникальной математической
системы было для Майя намного важнее, чем расширение своей территории в
кровопролитных войнах. Целью их совершенной системы записей, судя по
всему, было согласование планетарных циклов Земли и других планет с
гармонической матрицей некоей всеобщей программы. Как только задача была
выполнена, Майя ушли, но не все. Остались незаметные хранители знаний и
наблюдатели, разговаривающие на кодовом языке Зувуйя (в
транскрипции исследователя Майя Ю. Кнорозова: «суйва»)-сокровенном языке,
описывающем особенности различных циклов времени. Нам был оставлен ключ к
этому коду, сведенный к обманчиво простой гармонической матрице-системе
Цолькина. Для понимания галактического подхода, синтезирующего
науку и мифологию наиболее важны майянские понятия «Хунаб Ку» и
«Кушан Суум».
«Хунаб Ку» переводится
как «Единственный, Дарующий Движение и Меру». Движение соответствует
энергии, принципу жизни и всепроникающему сознанию, присущему всем
явлениям. Мера означает принцип ритмичности, периодичность и измерение
разнообразных форм и качеств, которые приобретает энергия в процессе своих
бесконечных преобразований. Этот термин и символ удивительно созвучен с
принципом Инь-Ян учения Дао.
Термин «Кушан
Суум», означающий «Дорога в Небеса, Ведущая к Пуповине Вселенной»,
определяет незримые нити, или волокна галактической жизни, связующие
каждую личность с планетой и далее, через Солнце,- с ядром Галактики
(Хунаб Ку). Эти волокна представляют собой то же, что и
светящиеся нити, исходящие из солнечного сплетения каждого человека.
Исходное учение Майя о реальности было сохранено в
относительно чистом виде благодаря скрывшемся в труднодоступных районах
Мексики и Центральной Америки потомкам древних Майя – племени
яки.
С середины ХХ века, когда широко доступными
становятся ревностно скрываемые до селе тайные учения (Дао, толтекская
традиция, Каббала, …), цивилизация в той форме, в какой мы ее знаем,
фабрика, производящая орудия уничтожения, с небольшим цехом по выпуску
средств повышенного комфорта, сталкивается с серьезными проблемами
восприятия и осознания реальности. Человечество явно зашло в тупик. Все,
что от нас требуется сейчас, это остановиться. Новое мировоззрение,
которое уже приходит на смену обрушивающемуся складу ума, дало возможность
сделать целый ряд научных открытий и предположений, позволяющих пролить
свет осознания на явления, относимые к категории мистических. В частности,
теория суперструн, предложенная в 90-х годах прошлого века Л. Бринком, С.
Хокингом, М. Грином, Дж. Шварцем, дает математическое подтверждение
наличия в пространстве организующих его определенным образом струн
(галактические волокна, эманации, энергетические нити). Современная
научная картина мира удивительно соразмерна с принципами космизма древних
традиций.
«Вполне вероятно, что в дальнейшем человек
откроет новые способы познания окружающего мира и на этой основе лучше
поймет свое место в нем. Но это новое, более совершенное знание почти,
наверное, будет включать в себя как составную часть все главные достижения
науки.
Быть может, в дальнейшем интуиция из инструмента
научного предвидения станет орудием научного доказательства...".
Л.И.Пономарев
ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ МАЙЯ
Литература:
К. Кастанеда «Огонь изнутри»
Х. Аргуэльес «Фактор Майя», 1998 г.
Л. И. Пономарев «Под знаком кванта” 1989г.
Л. Бринк, М. Энно «Принципы теории струн»
1991г.
М. Грин, Дж. Шварц, Э. Витен «Теория
суперструн» 1990 г.