Этническая экология
Этническая экология – научная дисциплина, формирующаяся на стыке этнографии с экологией человека и имеющая зоны перекрытия с этногеографией, этнической демографией и этнической антропологией.
Ставя в центр своего внимания изучение взаимодействия организмов и среды, этническая экология учитывает важность культуры, являющейся основным средством внебиологической адаптации к среде обитания, и рост преобразующего влияния человеческих коллективов на природу.
Первые концепции о взаимодействии этнических общностей с природной средой появились в 18 в. и выступали главным образом в виде географического детерминизма – утверждалось, что особенности среды предопределяют материальную и духовную культуру, психический склад и формы политического устройства народов мира. С конца XIX в. стала оформляться концепция «поссобилизма», в которой природная среда рассматривалась лишь как фундамент, на котором могут возникать и развиваться существенно различные в культурном отношении варианты этнических общностей.
Становлением собственно этнической экологии считается середина ХХ в., когда появилась «культурная экология»; ее основатель, американец Дж. Стюард, и его сторонники изучали процессы адаптации человеческих сообществ к природной среде, выделяя испытывающие ее воздействие «ядро культуры».
Современная этническая экология исходит из следующего постулата: этнос первичен, а экология является его продолжением. Т.е. территория проживания этноса (его «месторазвитие»), экология этноса, безопасная экологическая среда должны быть частью этносферы, имеющею антропологическую, культурную, географическую и соответственно экологическую составляющую.
Если обратиться к значению слова «экология» (от греч. οικος — дом, жилище, и λ?γος —наука), то не трудно отметить огромную семантическую общность экологии с евразийским понятием «месторазвитие». Согласно П.Н. Савицкому, «месторазвитие» — понятие, включающее одновременно и социально-историческую среду народа, и занятую народом территорию. Это общежитие живых существ, взаимно приспособленных друг к другу и к окружающей среде.
При изучении этнических групп выделяются «физическая» и «психическая» (духовная) стороны жизнеобеспечения этноса. К первой группе относят физическую адаптацию к природной среде и социокультурную адаптацию, которая связана с образом жизни людей, способами ведения хозяйственной деятельности, выражается через материальную культуру (строения, еда, одежда и т.д.), а также в народной медицине. Ко второй причисляют психологическую адаптацию людей к природе и обществу, культурные традиции, традиционные методы предотвращения или ослабления стрессовых ситуаций, родовые отношения и т.д.
Изучение отношений этнических групп к природе позволило выделить две группы тенденций и традиций: экофильные (поддерживающие неразрушительное отношение к окружающей среде) и экофобные (подавляющее большинство западных культур). Проигрывая в эффективности развития, цивилизации с экофильной культурой имеют огромную ценность для сохранения живой планеты и человечества как биологического вида, и именно поэтому должны стать предметом пристального внимания, сохранения, и защиты.
Важно также использовать экофильные традиции для экологического воспитания: современный человек мало знает о природе и не умеет с ней взаимодействовать, как следствие – необходимо осуществлять отбор и передачу наиболее эффективных и экологичных способов взаимодействия из разных культур.
Этническую экологию также можно воспринимать и как науку и практику защиты месторазвитий, защиты Родины народов, у каждого из которых есть своя экология, своё собственное представление об экологической безопасности. Для одних народов важнее экология озёр, для других — рек, для третьих экология и природные ресурсы морской акватории.
Народы являются сами по себе гарантами сохранения этнической безопасности, т.к. ни один народ, живущий на своей земле по своим законам, своё «месторазвитие» без критически важных причин разрушать не будет. Этносы являются естественными сторонниками экологии, а транснациональные корпорации, как правило, её врагами. Большие интернациональные государства оказываются посредине в этом споре.
Начавшийся много лет назад процесс уменьшения численности малых народов в России происходит по многим причинам, в том числе и экологическим. Но это проблемы не только России. Скажем, уровень жизни в резервации индейцев Лакота — самый низкий в США и один из самых низких в мире, в том числе из-за чудовищных экологических условий. Часть индейцев объявили независимость от США в надежде хоть как-то остановить этноцид – один из примеров, как экологические проблемы могут перерасти в политические. Конечно, экологическое движение неоднородно. Кто-то останется на либеральных, космополитических позициях, отстаивая сохранение территорий, принадлежащих сообществу людей в целом – Антарктиду, Байкал, уникальные природные экосистемы.
Но наиболее эффективно восстанавливать экологию целесообразно с учетом этнического фактора, бережно сохраняя места обитания этноса, его культуру, передавая её другим этническим группам и, в конечном счёте, всему человечеству.