Зороастризм как практики предков украинского народа

22.02.2012

Счастлив тот, кто смог услышать голос предков, который с каждым днем становится все тише и тише. Современный мир игнорирует древние истины и, забывая мудрые афоризмы и высказывания, со скоростью пули мчится под откос.


А ведь прадеды и их прадеды предупреждали нас, что забывая корни, мы теряем свое будущее. И это совершенно справедливо. Не стоит забывать о прошлом, необходимо помнить все его уроки, если мы хотим, чтобы у нашего поколения было будущее.

В очередной раз, приглашая прекрасных дам на женский семинар, в ответ я услышала: «Что вы, это же чуждые нам традиции. Мы славяне и корни наши славянские, поэтому нам ближе их традиции». И где-то внутри у меня было несогласие, протест. Это выглядело как-то поверхностно, что подтолкнуло меня к углубленному изучению данного вопроса. Кто же наши предки? На сегодняшний день среди ученых, археологов, лингвистов и атропологов проходит дискуссия от том, как повлияло присутствие древнеиранского населения на формирование украинского народа. Но при этом никто не отрицает присутствие этой группы в 7 - 2 тысячелетиях до н.э. (до славянского периода).

Древние, “свои”, иранцы оставили в нашем и других славянских языках такие слова, как бог, хвала, рай, муж, синий, гадать, каяться, заради, темрява, хата, сто, ящер, волос и тому подобные. А также огромный массив имен собственных, в частности, названия рек Днепр, Дон, Днестр, даже Обь ...

Более поздние иранцы дали нам такие слова, как почвара, или потвора (т.е. чудовище), збіжжя (зерно), кат (палач), дбати (заботиться), тривати (продолжаться), бачити (видеть), ошатний (нарядный), жвавий (резвый), бо (потому что). Этих слов вы уже не найдете, скажем, в русском языке, но они употребляются в украинском.

Профессор Тищенко высказывает предположение о возможности распространения зороастризма в Европе во времена раннего средневековья. Ведь Авеста (от древнеиранского слова апаеста – “обоснованное высказывание”) – священная книга последователей этой веры, появившейся в середине первого тысячелетия до новой эры в Персии и названной в честь ее творца и пророка Заратустры.

– Не потому ли на карте Украины сохранилось множество названий с “золотом” – Золочев, Золотоноша, Золотница? – рассказывает Константин Николаевич. – Ведь в народном представлении древних иранцев имя Заратустра происходит от “зард” – золото.

Самой Авесты в названиях было бы явно недостаточно, чтобы делать какие-то выводы (нельзя исключать случайных совпадений). Подтверждение этого предположения пришло вот с какой стороны. Из истории известно, что канонизировал текст Авесты в 325 году персидский царь Шахпур. Он вел успешные войны против Рима и гуннов. В его честь названы многие населенные пункты в Иране и Индостане, который находится значительно дальше от Ирана, чем Украина. На карте Индии вы найдете десятки всевозможных Шахпутров, Шапуров и Шампуров. И, как ни странно, подобные названия мы находим  и в Европе. В Беларуси – Шапурово, Шпуры, в России – Шабурново, Шапурово, Шабры, Шпуры, Шупарня, Шапорин, во Франции – Шамбор, в Италии – Сапор, в Словакии – Сампор. В Украине – Самбир, Самбурки, Шупарка, Шумбар, река Шопурка и много других.

 

 

 

Это не украинская хата, а современное жилище населения иранской провинции Мазендаран (рядом с историческими землями Парфии).

 

 

 

 

 

 

Дальше, по словам Тищенко, по всей Европе начали массово “открываться” географические названия, так или иначе связанные с деятельностью носителей зороастризма. Это топонимы с основой барсам (ритуальный жезл с травой), урван (душа), спента (святой), фравеши (душа святого).

Исследования топонимии и истории иранских народов привели профессора Тищенко к еще одному интересному открытию.

Известно, что более двух тысячелетий назад на западе и юге от Каспийского моря, на территории современного Туркменистана, находилось государство Парфия, населенное иранскими племенами – парфянами. На персидском языке Парфия называлась Партава. В середине первого века до нашей эры власть и влияние Партавы распространилась от Мессопотамии до Индии. Пришло в упадок государство в четвертом веке от междоусобиц и набегов «наших» иранцев-аланов.

В аланском диалекте древнеиранского языка не было звука р, вместо него употреблялся л. В языке парфян, видимо, подобная замена также имела место. Этот звуковой переход оставил в Украине яркого свидетеля... Носители парфянской культуры и языка создали на наших землях свою Партаву, известную нам под названием... Полтава.

От Парфии, скорее всего, происходит не только множество украинских географических названий, но и фамилии – Пархоменко, Порошенко, Пахлевская, Баглай, Багалий. У соседей, например, Паславский, Парфенов ...

 

Праздничный стол во время Ноуруза - иранского Нового года, отмечающегося весной. Обязательные атрибуты стола - крашеные яйца, вареники с сыром, свечи, а посредине - миска с проросшим зерном, прямой аналог украинской "зеленой горки" на пасхальном ("великоднем") столе.

 

 

 

ГАБРОВЦЫ - это не только герои известных анекдотов – жители болгарского города Габрова. Габрами персидские мусульмане называли “неверных” (от арабского слова кафр), особенно зороастрийцев.

Исследуя “зороастрийскую топонимию”, профессор Тищенко обнаружил сотни названий с основой габр, гавр (вариант – гавл в аланском диалекте). В самой Болгарии оказались три десятка Габровых... В Украине, судя по всему, до наших дней дошли следующие ославяненные формы этих названий: Гавронщина, Гайворон, Говоры, Гавареччина, Гавриши, Гавришевка, Гаврики, а также... Говерла. В России это названия типа Гаврино, Кабардиново, Коварды. Сюда же, по предположению профессора, можно отнести фамилию Гавел и название целого народа – кабарда, кабардинцы ...

Вблизи каждого из этих “габровских” сел, городов, рек и гор обязательно находятся другие “свидетели” древних сторонников Заратустры – названия с различными авестийскими корнями.

Это именно их, габров-зороастрийцев, по мнению Тищенко, в Болгарии называли богумилами, а не носителей, как до сих пор считалось, так называемого манихейства – нехристианского дуалистического учения первого тысячелетия, тоже иранского происхождения (кстати, последователи Заратустры убили основателя манихейства перса Мани во второй половине ІІІ века).

Это их, зороастрийских священников, называли последователями Белобога, поскольку они носили (и до сих пор носят) белые наряды, и именно габровские общины именовали белой церковью (отсюда и названия Белобожница, Белая Церковь и т.п). Габров также называли белоусами (вспомните распространенную украинскую фамилию), поскольку во время службы они и до сих пор прикрывают рот белыми повязками.

Это та малая частица айсберга, которую мне удалость увидеть за короткое время изучения близости украинского народа к Зороастризму.

И все это происходило на территории Украины, т.е. на территории нашей прародины несколько тысячелетий. Одни эти факты подтверждают нашу духовную близость с Зороастризмом.

При написании статьи использовался материал доклада профессора-лингвиста Константина Тищенко на конференции в Киевском национальном университете.


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека