О варгане

15.02.2012

Древняя алтайская легенда гласит, что однажды заблудившийся в лесу охотник увидел, как медведь, оттягивая огромной лапищей щепу пня поваленного дерева, раз за разом воспроизводит один и тот же пронизывающий сознание звук. Вернувшись домой, охотник сделал первый варган.


Достав варган из кармана шубы, он уже поднес его ко рту, и вдруг понял, на что тот был похож. Он был похож на микрокосмическую орбиту из тайного трактата по внутренней алхимии, который могли читать только император и его близкие. Боковые скобы, сходясь внизу в кольцо, образовывали канал действия, соединенный с каналом управления, а полоска стали между ними была центральным каналом. На конце она была изогнута и переходила в язычок, точь-в-точь напоминавший человеческий

В. Пелевин

Удивительным представляется, что о варгане, одном из не только самых сакральных, но и самых узнаваемых инструментов мира, практически нет исследований… Возможно, считается, что столь примитивной конструкции инструмент не достоин подробного изучения? Однако мне это мнение само по себе представляется примитивным.

Древняя алтайская легенда гласит, что однажды заблудившийся в лесу охотник увидел, как медведь, оттягивая огромной лапищей щепу пня поваленного дерева, раз за разом воспроизводит один и тот же пронизывающий сознание звук. Вернувшись домой, охотник сделал первый варган.

Название происходит от древнеславянского «варга» - уста, рот, губа. Бывают варганы многих видов – деревянные и металлические, пластинчатые и дугообразные (у нас в стране более распространены дугообразные), в Китае встречаются варганы с несколькими язычками. Считается, что до начала обработки металла также существовали хрупкие костяныеинструменты. Варган имеет широчайшее распространение – фактически весь мир, но наибольшее распространение получил в Евразии. Отсюда и большое количество названий инструмента: комус, хомус, аура, дрымба, васанг, шанкобыз, доромб, дрымба, зубанка, морчанг, пымель, вывко, тумра, кубыз, тебир-комус, темир-комуз, ванияр, маультроммель, коусян, gewgaw в Британии, maultrommel (маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии, mukkuri в Японии, kumbing или kubing на Филиппинах, scacciapensieri в Италии, munnharpa или munnharpe в Норвегии, guimbarde во Франции, genggong на Бали, дан мои во Вьетнаме, kou xang в Китае и т.д.

Ни происхождение, ни время появления варгана не известны, однако можно с уверенностью сказать, что он является одним из древнейших инструментов, известных человечеству.

На территории бывшего СССР варган был наиболее широко распространён в Казахстане и Киргизии, хотя, повторюсь, в том или ином виде под различными названиями был известен во всех странах. На европейской части России древнейший варган был найден на раскопках в Великом Новгороде (хранится в Государственном историческом музее, датирован приблизительно XIII веком). А в веке XIX музыковед Владимир Одоевский писал: «Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина». В летописях упоминается также о варгане как о военном музыкальном инструменте, но встречающееся в них слово «варганы» обозначает, возможно, другой музыкальный инструмент, более пригодный для военной музыки, а не тот варган, о котором говорится выше. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в XIX—XX веках, в особенности в Поволжье.

На территории Российской федерации варган наиболее распространён в Якутии, Башкирии, Туве и на Алтае.

К несчастью, в ХХ веке варган на территории нашей страны был практически забыт, лишь ближе к концу столетия во многом благодаря усилиям этнологов многие ранее утраченных виды инструмента были восстановлены и сейчас, благодаря подъёму интереса широкого круга людей к варгану, получили распространение. Опять же, к счастью, сохранилась и исконная техника изготовления инструмента. Сейчас мастера по своему выбору создают инструмент либо традиционными, либо современными методами, для чего как правило используют самостоятельно собранные станки.

Сейчас варган становится всё популярнее как в массах, так и в среде практикующих адептов различных духовных школ. Его звучание используется как в рок-музыке, так и при исполнении национальной музыки. Проходят концерты и фестивали варганной музыки.

Из курса школьной физики мы знаем, что звук – вибрация. Однако игра на варгане – больше, нежели просто вызов вибрации… или, скажем иначе, больше и глубже, нежели звуковая вибрация. Постараюсь объяснить. Известно, что человек, функционально лишённый возможности слышать, приложив ухо к роялю, может почувствовать музыку, так как кости человека являются прекрасным проводником звуковой вибрации. Нечто схожее происходит здесь.

Для игры на варгане не требуются ни слух, ни какие-то специальные навыки. Звук рождается, когда варган прижимают к зубам, ротовая полость при этом служит резонатором. Воздействием лицевых, особенно ротовых мышц, мышц языка, губ и гортани, изменение положения диафрагмы, а так же дыхания, меняется тембр и голос инструмента.

Однако поскольку метод подразумевает взаимодействие язычка инструмента с зубами, сиречь с костью, получается, что помимо проникновения первичной для музыки вибрации – вибрации звука для барабанной перепонки – всем телом ощущается и иная вибрация. Здесь очевидным становится важнейшее отличие этого инструмента от всех – подчёркиваю – всех прочих музыкальных инструментов: основная масса воздействия приходится только на играющего. Возможно, по этой причине, несмотря на широкое распространение варгана, его применение было достаточно нечастым. Варган, возможно, можно по праву назвать одним из наиболее сакральных инструментов. Вероятно, основное его применение было сосредоточено в шаманских практиках, так как порождаемые им вибрации способствуют быстрому погружению в медитацию и даже транс.

Вибрацию чувствуешь всем телом, всем существом. При этом само тело, не мозг, подсказывает, какое изменение рисунка ритма необходимо играющему. Осуществляется спайка инструмента с человеком, так что сложно сказать, кто играет главную роль. При медитации возникает чувство неразделимости и взаимодополненности.

Есть ещё один интересный факт. Люди, играющие на варгане, особенно в медитативном состоянии, рассказывают, что он оказывает ошеломительное воздействие на домашних животных, особенно кошек. Кошка обязательно явится к играющему и не отойдёт, пока звук будет литься из инструмента… Что ж, кошки прекрасно чувствуют положительные вибрации, грех не последовать их примеру.

 

 

 

Пластинчатый варган

 

 

 

 

 

Индийский морчанг

 

 

 

 

 

Сибирский дугообразный

 

 

 

 

 

Алтайский комус

 

 

 

 

 

Тувинский варган

 

 

 

 

 

Игра на хомусе

 

 

 

Источник

 


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека