Иван Купала - праздник воды и огня

16.06.2010

Ночь на Ивана Купалу считается временем откровения тайн природы, когда растворяются небеса, «играет» или останавливается солнце, звезды спускаются на землю, начинают говорить растения и животные, зацветает папоротник и другие чудесные растения, вода становится чудодейственной и целебной либо превращается в вино, подземные клады выдают себя свечением или выходят на поверхность.


 

Ночь на Ивана Купалу считается временем откровения тайн природы, когда растворяются небеса, «играет» или останавливается солнце, звезды спускаются на землю, начинают говорить растения и животные, зацветает папоротник и другие чудесные растения, вода становится чудодейственной и целебной либо превращается в вино, подземные клады выдают себя свечением или выходят на поверхность.

Летнее солнцестояние – один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...

Иван Купала – праздник очень древний. Памятники древнерусской письменности упоминают о нем в XII веке, хотя корни его уходят еще глубже, в первобытные для славян времена. У наших древних предков существовало божество Купало(а), олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами распевали песни и прыгали через костер. Со временем это обрядовое действие трансформировалось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традиции и народную фантазию. В народном варианте Иваном божество Купало стало называться после введения на Руси христианства в честь Иоанна Крестителя, чье рождество праздновалось 24 июня.

Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнце играло...»; «Солнце сходить грае...». Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца. На Ивана Купалу зажигали костер из жертвенных трав, и все без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра и прыгали через него: кто удачнее и выше, тот будет счастливее.

В магический костер было принято бросать наговоренные вещи. Наговор на вещь делался следующим образом: брали, например, носовой платок, подносили его к губам, чтобы коснуться своим дыханием, и трижды шепотом произносили те болезни, неприятности или качества характера, которые хотели сжечь в огне купальской ночи. После этого прыгали через костер и сразу бросались в воду.

В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Девушки опускали в реку березовые венки с зажженными свечками, гадая таким образом на любовь. Если венок тут же тонул — милый разлюбил, и выйти замуж за него не удастся. Поплыл без всяких помех на середину реки – к скорому замужеству, а если тут же прибился к берегу – к долгой холостой жизни.

Много совершалось на Купалу обрядовых действий, связанных с водой. Вода, как и солнечный огонь, обладает магической очистительной силой в этот день. Купались на заре, после плясания и игр около костров. Пожалуй, только в некоторых областях существовал запрет на такое купание. Считалось, что в этот день водяной — именинник, и он терпеть не может тех, кто беспокоит его в этот день, а потому топит всякого неосторожного.

В северной и средней полосе России во многих местностях в Иванов день устраивали бани. Верили в особенную силу воды, большое значение придавалось и веникам: это были новые веники, накануне или в этот же день приготовленные. Нередко они составлялись из веток разных деревьев и кустарников. После бани в пинежских деревнях гадали вениками: забрасывали через себя веник в реку. Если он потонет, то это сулило смерть. В Вологодской губернии также бросали веники через головы или с крыши бани. Если веник упадет вершиной к погосту, то гадающий умрет, а если нет, то будет жить. А костромские девушки считали, куда вершиной упадет веник, туда и замуж выйдут.

На Ивана Купалу утром собирали росу, она считалась особенно целебной. В Вологодской губернии, отмечали этнографы, бабы ходили «черпать росу». Для этого бралась чистая скатерть и бурак (сосуд из бересты), и с этим отправлялись на луг, где расстилали скатерть по траве, волочили ее, а потом выжимали в бурак собранную росу. Затем умывались этой росой, чтобы быть здоровым целый год. В той же Вологодской губернии существовало неписаное правило обязательно на Ивана Купалу мыть на реке или у колодца «квашонки» — кадушки, в которых замешивали тесто для ржаного хлеба. Широко на Руси распространен был обычай обливать водой каждого встречного. Не обливали только старых и малых. Интересная форма этого обычая зафиксирована в Орловской губернии. Деревенские парни одевались в старое, грязное белье и отправлялись с ведрами, кувшинами на речку, какой-либо другой водоем, где наполняли сосуды самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая встречных этой грязью, разумеется, за исключением стариков и детей. Но всего охотнее обливали девушек: врывались даже в дома, вытаскивали, выносили девушек на улицу силой и с ног до головы окачивали их водой и грязью. Конечно же, девушки не оставались в долгу. Начиналась общая свалка, веселье, смех, крики. Кончалось дело тем, что девки и парни, все перепачканные, мокрые, бежали на речку и здесь, выбрав укромное место, подальше от взрослых, купались прямо в одежде. Так случалось в середине ХIХ века.

Конечно же, все обрядовые действия с водой, какими бы они ни казались шуточными, имели серьезное магическое значение очищения и придания здоровья человеку и животным.

Считается, что в зачарованную Купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой и животные. А травы этой ночью наполняются особой чудодейственной силой. Собирать травы, цветы тоже надо было умеючи. Одни травы можно собирать в течение всего дня, другие — только ночью, третьи — только по утренней росе. Собирание трав сопровождалось заклинаниями, заговорами.

Собранные травы и цветы или клали под купальскую росу, или окропляли ею. Верили, что от этого целебная сила трав намного усиливалась. Из цветов и трав завивали венки. Правда, уже в ХIХ веке этот обычай более характерен был для Троицы. Завивали венки из разных трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы, из медвежьего уха. Гадали, как и на Троицу, любит ли, не любит мил дружок, умрет ли, не умрет кто из близких.

Каждая трава имела для человека свое значение. Траву, похожую на горох без стручков, — Петров-крест, называвшуюся так из-за корня в виде креста, находящегося якобы на глубине двух аршин, использовали против колдунов, от всей нечистой силы. Собирали корень «плакун-травы» для того, чтобы отгонять от себя злого духа; носящий этот корень человек сам внушал к себе страх. Любима была девушками «терлыч-трава»: ее носили за пазухой и приговаривали: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!» С помощью чернобыльника отвращали от дома, двора злые чары ведьм и колдунов. Чернобыльник свивали в плети, клали под купальскую росу и приговаривали: «Мать-земля, отец-небо! Дайте рабам вашим от этой травы здоровья!» «Пастушью сумку» использовали как кровоостанавливающее средство; для страдающих ревматизмом полезна, считалось, жгучая крапива. Раны, ожоги лечили «заячьей капустой», а на случай простуд, кашля сушили мать-и-мачеху, душицу, багульник.

Знаковой травой Ивана Купалы является папоротник. Известно, что папоротник не цветет, но считали, что на Ивана Купалу ровно в полночь он все-таки зацветает, только далеко не каждому суждено это увидеть. По поверьям, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится, и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском и появляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть. Невидимая рука срывает его, человеку же это сделать почти никогда не удается. Во время цветения папоротника раздаются ужасные голоса, появляется нечистая сила, не желающая, чтобы этим редким цветком завладел человек. Но цветок не только редкий, он еще и волшебный. Тот, кто его имеет, становится счастливым человеком, он может сказочно разбогатеть, он может видеть под землей, под водой все клады. Существовала еще перелет-трава, с помощью которой можно чудесным образом оказаться за тридевять земель. А если сорвать в эту волшебную ночь одолень-траву, то не страшны будут никакие враги; с нею легко найдешь выход из любого положения, даже когда заблудишься в лесных дебрях.

Еще в старину верили, что если в ивановскую ночь собрать чудодейственных трав и на ночь положить их под подушку, то обязательно приснится вещий сон. Считалось, что чем больше трав войдет в этот сбор, тем точнее будет предсказание. Поэтому все девушки, мечтающие увидеть во сне своего суженого, непременно старались, чтобы их сбор состоял как минимум из 12 трав.

По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось, что у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, обрызгав себя ею на Ивана Купалу, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумается. Ведьмы в купальскую ночь собираются на Лысой горе в Киеве решать свои проблемы и поразвлечься.

В ночь накануне Ивана Купалы, по народным поверьям, ведьмы особенно активизируются: отбирают молоко у коров, вредят хлебным полям, делая в них «заломы», похищают небесные светила. Люди в эту ночь не только оберегали свое хозяйство от них, но и старались их выследить, распознать и обезвредить. Для этого, например, кипятили на купальском костре воду, в которой варили цедилку (полотно для процеживания молока) с воткнутыми в нее иголками, считая, что это причиняет ведьме нестерпимые боли и вынуждает ее явиться к ивановскому костру, чтобы просить о пощаде. Замеченных возле костра мелких животных (лягушек, мышей, кошек) ловили и бросали в костер, считая их воплощением ведьмы (Полесье).

Праздник Ивана Купалы присущ многим славянским народам.

В Польше он известен как Соботки, на Украине – Купало или Купайло, в Литве – как Ладо. Одни народы справляют так называемый праздник Росы, другие наряжают вербу и водят вокруг нее хороводы, третьи забираются на высокую гору и устраивают там грандиозный ведьминский слет.

В Литве Иванов День считается праздником летнего солнцестояния и приходится на 24 июня. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и уходят в лес в поисках цветка папоротника.

Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река (Млечный путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая Река мельчает, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник – праздник Звезды.

Конец июня для испанцев – это время борьбы с ведьмами. Ночь священных костров, волшебства и предзнаменований наступает в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигаются костры, хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой шампанское "кава". Незабываемое празднование проходит в горной деревушке Исиль. В ночь Сан-Хуана туда съезжается чуть ли не половина Испании и Франции (в остальное время в деревне Исиль проживает 30 человек). Мужчины разводят на большой горе костер, пляшут вокруг него, а затем спускаются вниз, где веселятся до самого утра: пьют, поют песни, танцуют и играют.

Еще один экзотический персонаж этой загадочной ночи – русалки. Считается, что они обладают неземной красотой. Существует поверье, что в Купальскую ночь русалки обладают особой силой и могут утащить на дно реки кого угодно. Поэтому самые красивые девушки, чтобы задобрить речных дев, плетут из полевых цветов венки и пускают их по воде.

По преданию, русалки, приняв человеческий облик, выходят на берег полюбоваться издали купальными огнями и, встретив в лесу мужчину, могут заворожить его. Чары перестают действовать, когда проходит Иванов день. Кстати, водятся русалки и в зарубежных водоемах, однако зовут их несколько иначе. В Греции это сирены, в Сербии – вилы (крылатые красавицы, способные убивать взглядом), в Германии – ундины, в Ирландии – мерроу, порой выходящие на берег в образе маленьких лошадок.

 

По материалам:
http://ariskpriest.narod.ru
http://www.vokrugsveta.ru
http://www.cosmoisida.ru

 


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека