Альманах "МИР ЧУДЕС"

18.06.2010

 

Альманах "МИР ЧУДЕС"

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА
 

Составляя свой список семи чудес света более 2 тысяч лет назад, Филон Византийский, безусловно, знал, что его выбор рано или поздно будет пересмотрен. И вот это время пришло - частная организация предлагает выбрать новую семерку самых значительных рукотворных объектов.

Из древнего списка, составленного Филоном Византийским, до наших дней сохранились лишь египетские пирамиды в Гизе, которые также вошли в список претендентов.

Одна из основных претензий, которая предъявляется списку Филона Византийского, - это то, что все входящие в него объекты находились в районе Средиземного моря:

Египетские пирамиды
Висячие сады Семирамиды в Вавилоне
Храм Артемиды Эфесской
Галикарнасский мавзолей
Колосс Родосский
Александрийский маяк
Статуя Зевса Олимпийского

Вначале кандидаты в чудеса были предложены пользователями интернета, а затем эксперты организации под названием "Фонд новых семи чудес света" (в который входит и бывший глава ЮНЕСКО - агентства ООН по вопросам образования, науки и культуры) сократили число претендентов до 21.

Условия для новых чудес были следующими - их создание должно было быть завершено к 2000 году; это должны быть построенные человеком объекты и их состояние должно быть удовлетворительным.

В течение всего 2006 года будет проходить голосование, результаты которого будут оглашены 1 января 2007 года. В предварительный список вошли как древние, так и современные памятники архитектуры.

Среди них - римский Колизей, город Петра в Иордании, британский Стоунхендж, Великая китайская стена, Эйфелева башня, Статуя Свободы, московский Кремль, здание оперного театра в Сиднее.

В этом выпуске альманаха "МИР ЧУДЕС" мы расскажем о тех самых семи Чудесах света, описанных Филоном Византийским. В последующих публикациях мы намерены познакомить читателя с не менее замечатьными историко-географическими памятниками культуры всех континетов:

Ближний Восток
и Средняя Азия
Африка
 Вавилонский зинкурат  Фрески Тассилии
 Бехистунская надпись  Карнак
 Колоны Персеполя  Абу-Симбал
 Плиты Бальбека  Тимгад
 Оазис Пальмиры  Мероэ
 Нимруд-даг  Аксум
 Город Петра  Лалибела и Кайласанатх
 Город Хадрамаут  Зимбабве
 Долина Гореме  Ифе и Бенин
 Шахи-зинда  
 Обсерватория Улугбека  
 Хива  
Юго-Восточная Азия
и Дальний Восток
Индия и Шри-Ланка
 Паган  Колонна Чандрагупты
 Шведагон  Храм в Канараке
 Пагода Мингун  Фатехпурсикри
 Мандалайский дворец  Тадж-Махал
 Ангкор (Яшодхарапура)  Анурадхапура
 Борободур  Сигирия
 Дуньхуан  
 Китайская стена  
 Тодайдзи  
Американский континент
 Лубаантун
 Остров Пасхи
 Мачу-Пикчу
 Каменные головы Ольмеков
 Пустыня Наска
 Теотихуакан
Европа
 Стоухендж



Андрей Дмитренко

Семь чудес света
 

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Писать о чудесах в начале XXI века - задача, которая может показаться трудной и неблагодарной. Чем можно удивить, чем можно поразить воображение человека, на глазах у которого осуществляются все мечты, когда-либо созданные самой смелой человеческой фантазией. Только в начале XX века зародилась авиация, и смешные, беспомощные, похожие на этажерки аэропланы с трудом оторвались от земли, а через 40-50 лет человек уже овладел самыми разнообразными ракетами, и космические корабли один за другим ринулись за пределы нашей планеты. Если несколько лет назад взлёт человека в космической ракете казался неповторимым подвигом, а сочетание достижений науки и человеческого мужества поразило весь мир, то уже наступил день, когда человек впервые в истории существования нашей планеты вышел из корабля в космическое пространство. И когда завтра человеческая нога ступит на поверхность Луны, это будет казаться естественным для тех, кто будет жить в этом завтра.

Овладение внутриядерной энергией, атом, ведущий ледокол в просторах северных морей, гигантские сооружения, преграждающие воды рек, такие как Братская ГЭС, Асуанская плотина, - все эти достижения современной науки и техники, конечно, делают XX век веком колоссальных, невиданных, беспредельных возможностей.

По словам одного из гениальнейших учёных нашего времени Альберта Эйнштейна, освоение источников внутриядерной энергии является гигантским стимулом для технического прогресса. Эйнштейн называет эту силу "самой революционной за все время, истекшее с тех пор, как доисторический человек открыл огонь".

Цель моей работы заключается в рассмотрении вопроса о древних чудесах света: что они из себя представляли и почему их так назвали. Для полного рассмотрения этого вопроса я хочу рассказать о каждом из семи чудес света, в частности о египетских пирамидах, висячих садах Семирамиды, храме Артемиды в Эфесе, статуе Зевса Олимпийского, мавзолее в Галикарнасе, колосс Родосском, Маяке на острове Фарос.

"Семью чудесами света, так почти дословно пишется во всех научных справочниках, - считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков".

В энциклопедиях вы найдете, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон. Его полное имя Филон Византийский, и из всех Филонов нам известно о нем меньше других. Согласно прозвищу он, возможно, родился в городе Византии, а может, жил и творил там. Когда он родился, когда умер, как выглядел и чем добывал хлеб насущный - всего этого мы не знаем, и вероятно, никогда не узнаем. Жил он, очевидно, до вступления на трон римского императора Константина I (Великого) (306 - 337 гг. н.э.), то есть до перенесения столицы Римской империи в Византий и переименования города Константинополь, ставший после турецкого завоевания Стамбулом. Некоторые исследователи датируют его жизнь более поздним периодом. Лишь одно мы знаем достоверно: сохранилось тоненькое - едва двенадцать страниц - его сочинение, которое называется "О семи чудесах света".

Из этого небольшого сочинения мы узнаем ещё о том, что ни одно из описанных чудес света он не видел собственными словами. И писал о них по рассказам других. Впрочем, некоторые писатели так делают и в наше время.

Не удивительно, что при таком отсутствии биографических данных многие ошибались, имея ввиду совсем другого Филона, тоже Византийского, жившего во II веке до н.э. Этот Филон был математиком, изобретал военные машины, что было довольно выгодным занятием. Этих двух византийских Филонов впервые спутал первый переводчик книги "О семи чудесах света" на латинский француз Д.С. Бесси, нашедший в 1640 году её греческий оригинал в Ватиканской библиотеке. И поскольку в литературе ничто так долго не держится, как ошибка, то вся эта ошибочная традиция сохранялась до начала позапрошлого столетия. Прояснил всё швейцарец Каспар Орелли, который впервые напечатал сочинение Филона в 1816 году.

Первый Филон приводит несколько иные чудеса света, чем те, которые перечисляются в современных научных справочниках. Так, маяк на острове Фарос он не считает чудом света; зато в его труде мы читаем о "вавилонских стенах. В его сочинении ничего нет и о Мавзолее в Галикарнасе, или, возможно, это глава вместе с частью страниц, касающихся описания храма Артемиды, просто утрачена. Впрочем, то, что чудеса света он даёт в ином составе, чем наши научные справочники, для нас не так уж важно.

И все же Филон видел чудеса света своим духовным взором. Поэтому не следует так уж безусловно доверять ему. Тем более, что он, как пишет Орелли, "в своем сочинении склонен к преувеличению, и чудеса, о которых он рассказывает, скорее возвеличивает и расхваливает, чем точно описывает их". Поэтому обратимся к более достоверным описаниям Геродота, Страбона, Диадора, Плиния Старшего, Павсания и некоторых других античных авторов. А кроме них - и к современным археологам.

Цицерон назвал Геродота "отцом истории", и по праву. Он действительно первый историограф в истории человечества, все, кто были до него, просто летописцы. Родился он предположительно в 484 г. до н.э. в Галикарнасе, на побережье Малой Азии. В юности Геродот увлекался политикой, выступал на стороне демократов против тирании; в результате ему грозили лишения и изгнание. Тогда он отправился путешествовать и какое-то время даже занимался торговлей. Однако торговля его мало привлекала: его, скорее, интересовало то, что греки называли "теорией" и что в современном переводе звучит как "познание". Он объехал огромную часть мира и всюду занимался этой "теорией"" знакомился со странами, городами, людьми и записывал всё, что узнавал об их прошлом. Так возникли девять книг его "Истории" - "чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение". В первой книге он рассказывает о лидийцах, мидянах, персах и древнейшей истории Греции, но меня прежде всего интересуют главы о Вавилоне и Греции. Вторая книга посвящена Египту. В третьей описывается Индия и Аравия, в четвёртой говорится о древних скифах. В дальнейших пяти книгах описываются греко-персидские войны.

Не меньший авторитет среди античных авторов - "отец географии" Страбон. Родился он в греческой колонии Амасии на Чёрном море, в юности получил основательное и широкое образование и, стремясь расширить его, отправился путешествовать. Объехал "весь белый свет" и свои впечатления и наблюдения описал в семнадцати книгах "Географии". Страбон был хорошим наблюдателем, и это подтверждается его описанием придунайских стран - они вполне достоверны. Но меня в первую очередь интересует его описания Египта и Месопотамии и запись некоторых восточных легенд, особенно легенды о Семирамиде.

Плиний Старший известен главным образом как автор тридцатисемитомного труда "Естественная история". Создавая ее, он сделал свыше 20 тысяч выписок из почти 2 тысяч произведений 475 античных авторов. Плиний Старший был одним из самых плодовитых и многогранных римских авторов: он занимался географией, минералогией, ботаникой, зоологией, агрономией, медициной, историей, политикой, военными науками и искусством. Наиболее важны его труды по истории искусства: в 33 - 36-й книгах он упоминает о чудесах света.

Последний из античных писателей о котором я хотел бы рассказать - это грек Павсаний. Он жил во II веке н.э. и создал "Описание Эллады" Судьба была несправедлива к Павсанию: до третьей четверти XIX века учёные не принимали его всерьез. Автора упрекали в необъективности: он говорил о величии Древней Греции с такой страстью, что не хотел замечать ни одного римского сооружения. Любое свидетельство римской истории, напоминавшее о порабощении его народа, для него просто не существовало. Поэтому учёные сомневались, видел ли он вообще описываемые места. Его научную честь защитил первооткрыватель Трои Генрих Шлиман, когда он в 1876 году - на основании свидетельства Павсания - раскопал в Микенах "гробницу Агамемнона". Ныне учёный мир относится к Павсанию всерьёз. Павсаний считает чудом света стены Тиринфа, на берегу Арголидского залива, потому что стены этого города Геракла сооружены из таких огромных каменных плит, что легенда приписывает их строительство одноглазым циклопам.

Геродот относит к чудесам света Вавилонскую башню, мост через реку Евфрат, лабиринт в Фаюмском оазисе.

Римский поэт Марциал, посвятивший чудесам света одну из своих эпиграмм, считает первым чудом света римский Колизей.

Гигин, бывший раб императора Октавиана Август, а впоследствии его библиотекарь, причисляет к чудесам света дворец персидского царя Кира в Экбатанах, к чудесам света причислял его и римский автор Вибий Секвестр.

Луций Ампеллий, географ и историк IV века н.э., вносит в этот список семь раз по семь, то есть сорок девять, чудес света, среди них и такие как нефтяные источники в Иране или Ираке.

Можно продолжить этот список… Чаще всего из перечисляемых чудес света встречаются лабиринт Миноса на острове Крит, гробница Адриана в Риме, римский Капитолий, Афинский Акрополь и алтарь Зевса в малоазийском городе Пергаме.

Последним из авторов, писавших о чудесах света, были римский историк Кассиодор и английский средневековый историк Беда Достопочтенный.

Прошло немало времени, тысячу раз созрело зерно, сотни правителей сменились на тронах, миллионы людей пали от эпидемий и войн, но только когда исчезли мрачные тени средневековья, появился новый труд о древних чудесах света. Его автором был французский филолог и археолог Бернар де Монфокон. Монах в молодости, он стал офицером, проявил себя отважным человеком: в 1697 году он отправился в Грецию, находившуюся под властью турецких завоевателей, и собрал там большую коллекцию античных древностей. То, что он видел и нашёл, после двадцатилетнего труда было описано в его работе, состоявшей из десяти томов: "Античный мир, объяснённый и представленный в иллюстрациях". Наиболее важен его "Итальянский дневник". В двадцатой главе этой книги новый список чудес света, составленный на основе античных свидетельств: 1. Египетские Фивы, 2. Вавилонские стены, 3. Мавзолей в Галикарнасе, 4. Пирамиды на Ниле, 5. Родосский Колосс, 6. Римский Капитолий, 7. Гробница Адриана.

И уже только после Монфокона появляется тот список чудес света, о котором я говорил в самом начале. В этом составе они узаконивались энциклопедиями, впоследствии переходили из одного научного справочника в другой, оттуда в учебники, в комментарии и примечания романов.



Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека