Каменные сложения на Белом море
В 2003 году карельскими и шведскими археологами были обнаружены уникальные каменные сооружения средневековых саамов, захоронения под каменными плитами и доисторические поселения с большим количеством жилищ. В 2004-2006 гг. исследования были продолжены международной экспедицией. Что удалось обнаружить ученым. Об этом в статье:
Н.В. Лобанова
Каменные сложения на Белом море
Н.В. Лобанова, руководитель проекта, ИЯЛИ КарНЦ РАН
В.П. Орфинский, ПГУ НИИНАЗ
И.Е. Гришина, ПГУ НИИНАЗ
Комплексные гуманитарные исследования на Белом море (2004-2006)
Так называется большой трехлетний (2004-2006 гг.) международный проект, осуществляемый по гранту Совета Министров Северных Стран. Участниками являются представители 5 стран - России, Швеции, Норвегии, Финляндии и Эстонии, представляющие научные и образовательные учреждения, общественные организации.
Яма (о. Б. Робьяк)
Цель проекта - развитие устойчивого долговременного сотрудничества Карелии и стран северной Европы в области археологии, этнографии, топонимии и архитектуры. В числе его главных задач - изучение и популяризация богатого историко-культурного наследия Беломорской Карелии для того, чтобы создать предпосылки для его сохранения и разумного использования. Еще недавно такая многоцелевая задача применительно к Русскому Северу могла бы показаться утопией, но постепенно возникает понимание, что культурное многообразие Земли - величайшая ценность человеческой цивилизации, а культурное наследие способно при благоприятных условиях стать стратегическим ресурсом для устойчивого развития целых регионов.
Основные исследования были сосредоточены на Карельском Берегу Белого моря, где в 2003 году карельскими и шведскими археологами были обнаружены уникальные каменные сооружения средневековых саамов, захоронения под каменными плитами и доисторические поселения с большим количеством жилищ. Результаты 2004 года оказались не менее впечатляющими. На маленьком островке севернее поморского села Калгалакша выявлен целый комплекс разнообразных каменных сложений (более 20): кучи, длинные стенки, менгиры. Он имеет самое близкое сходство с объектами острова Олешин архипелага Кузова. Много новых памятников найдено на морском побережье к северу от с. Гридино. Это могилы под каменными кучами, менгиры, ямы, каменные "ящики", овальные каменные выкладки.
Очаг. Остров Бережные Лехлуды
Больше всего поражает полностью заросшее мхом и кустарником загадочное сооружение, условно названное "лаз". Оно сложено из вертикальных плоских плит с верхним перекрытием (длина 4,5, ширина1-1,2 , высота 0,4 м). Камни на крыше хорошо подобраны и плотно уложены. Вся эта конструкция соединяется с большой и глубокой овальной ямой размерами 3,4 х 2,5 м и глубиной более 1 м. Ничего подобного археологам до сих пор видеть не приходилось.
Помимо разведочных работ археологами проводились и раскопки. На поселении Соностров 1 вскрыто интересное жилое сооружение эпохи раннего металла с необычными каменными очагами. Найдены предметы из кварца и фрагменты керамики с примесью асбеста, которые можно датировать началом второго тысячелетия до н.э.
Впервые в Карелии раскопаны могилы под каменными насыпями с частично сохранившимися костяками. Несмотря на то, что погребальный инвентарь не сохранился и определить возраст захоронений трудно (возможно, не более 500-600 лет), они представляют большой интерес. Могилы сооружены по единому принципу. Умерших клали на голую скальную поверхность на открытом морском побережье, в выемку, обычно ориентированную в направлении запад - восток, на правый бок головой на запад, а лицом на юг и заворачивали в бересту. Вокруг и сверху могила тщательно обкладывалась камнями и плитами.
Каменная яма. Мыс Пурнаволок
В программу работ по проекту входило также полевое изучение Беломорских наскальных рисунков. В течение сентября вместе с норвежским коллегой из университета Тромсе мы занимались обследование групп петроглифов Старой и Новой Залавруги, Ерпин Пудаса, безымянных островков низовья р. Выг. Для документирования памятников нами использовался богатый опыт норвежских археологов. Усилия оказались не напрасными. Обнаружены гравировки не только в уже известных скоплениях, но и новые островные группы наскальных рисунков.
В то время как карельские и скандинавские археологи погружались в древность, выявляя корни поморской культуры, архитекторы из Петрозаводского университета под руководством академика В. П. Орфинского проводили этноархитектурные обследования сохранившихся поселений, пытаясь связать настоящее с недавним прошлым и по возможности заглянуть в обозримое будущее.
Всего в 2004 году было обследовано 7 поселений: четыре с русским населением (Гридино, Калгалакша, Кереть, Черная Речка) и три с карельским (Нильмогуба, Нильмозеро, Боярская). Карельский берег Белого моря, как и почти вся Беломорская Карелия, является территорией взаимодействия русской и карельской традиционной строительной культуры, территорией, на которой отчетливо проявлялись их общность и специфические особенности каждой из этих культур.
Саамское жилище (о. Тапаруха)
Степень сохранности обследованных поселений отнюдь не одинакова, но все они по-своему уникальны, благодаря неповторимости природных ландшафтов. Ландшафты выбирали и преобразовывали в соответствии с традиционными, этнически обусловленными предпочтениями первопоселенцев и их потомков - поморов-промысловиков и крестьян-земледельцев, переселившихся из материковых карельских деревень преимущественно в XIX - начале XX в. Наиболее показательны в этом отношении старинное поморское село Гридино и основанная карелами в начале прошлого столетия деревня Нильмогуба. Оба поселения поставлены на пересеченном рельефе, но в первом случае - на более сложном, со значительными перепадами высот, что все же не помешало формированию в Гридино относительно регулярной рядовой формы плана, а в первоначальной, возвышенной, части Нильмогубы, наоборот, беспорядочной формы. Причина такого несоответствия - стремление к упорядоченности формообразования поселений в первом случае, к беспорядочности - во втором. Последняя тенденция в отличие от первой порождена стремлением учитывать при постановке домов микрорельеф и другие локальные особенности застраиваемой территории, то есть является конкретным проявлением природосообразности - основополагающей особенности этносов, "вписывающихся в ландшафт" (термин Л. Н. Гумилева), к числу которых, в отличие от русских, принадлежат карелы.
Проводимый в рамках поморской экспедиции и предшествующих исследований материковой части Беломорской Карелии поэлементный сопоставительный анализ разноэтничных архитектурных приемов, форм и деталей позволил выявить несинхронность в развитии домостроительства у карел и русских: относительную заторможенность эволюции карельского жилища (консервация архаичных принципов формирования домов-комплексов путем спонтанных пристроек хозяйственных помещений), ускоренное преобразование русско-поморских домов не только по отношению к домам северных карел, но и русских некоторых других районов Карелии (модернизация конструктивных решений в связи с ранним применением пиломатериалов и металлических гвоздей, широкое распространение вальмовых крыш с ложными мезонинами и т.д.).
Для того, чтобы сделать выводы об особенностях русской и карельской архитектурных традиций, во время экспедиции наряду с фиксацией типов жилых и хозяйственных построек (амбаров, бань, хлевов-сеновалов) приходится обращать особое внимание на конструктивные особенности дворов-сараев в составе домов-комплексов, приемы рубки фронтонов, стен жилых и хозяйственных построек, специфику элементов декора, формы архаичного жилища, законсервированные в промысловых избушках, типы русских печей и припечных устройств. Особенно неожиданной находкой стали зафиксированные на Карельском берегу (кстати не только у карел, но и у русских поморов) архаичные печи с бочкообразной, полуцилиндрической в поперечном сечении топочной камерой, лежанка над которой выполнена в виде дощатого настила. Такие печи, по свидетельству некоторых этнографов, в России уже давно вышли из употребления, но как показали наши экспедиционные обследования - еще бытуют в Поморье. При этом нередко в поморских печах старинное устройство топочной камеры сочетается с изящной обработкой лицевой стороны печи.
Менгир на острове Лоушко
Интересны в Поморье все еще сохраняющиеся старообрядческие кладбища с намогильными домиками и столбцами. Это относится не только к известному некрокультовому комплексу в Гридино, но и к кладбищам других деревень, где намогильные сооружения не столь многочисленны, как в Гридино, но не менее разнообразны и декоративны.
Каменные сложения
Саамы - один из самых древних народов Уральской языковой семьи. Историю и этнографию этого северного народа изучают более 400 лет, однако число загадок, связанных с их происхождением и культурой, почти не уменьшается. Опубликовано довольно много информации (особенно за рубежом) о саамских культово - погребальных памятниках, начиная с их описаний христианскими миссионерами 17 в. до обобщающих работ современных авторов. Исследователи выявили сотни мест, связанных с погребальными обрядами, поклонениями и жертвоприношениями саамского населения в разные периоды их истории. О многих культовых сооружениях сохранились исторические предания и легенды. В основном это были природные объекты: горы, утесы, камни, ущелья, пещеры и гроты, озера, реки, родники, водопады и пороги, мысы и острова. Небольшую их часть составляют искусственные сооружения - жертвенные площадки, деревянные или каменные истуканы - сейды, жертвенные площадки, лабиринты.
"Лаз" - загадочное сооружение у мыса Пурнаволок
Карелия относится к региону, где ранее обитали саамы. Период их проживания здесь был достаточно длительным. Следы саамов сохранились в географических названиях, языковых заимствованиях, фольклоре, письменных и материальных источниках. После ухода саамов с территории Карелии память об их культовых местах оказалась утраченной. Однако сохранились искусственные каменные сооружения, имеющие сходство с саамскими памятниками других регионов. С некоторыми из них (как, например, с объектами на Кузовах) связана устная традиция, указывающая на их саамское происхождение.
До последнего времени на территории Карелии были известны 4 крупных и 2 небольших культовых комплекса, 2 лабиринта и около 10 одиночных сейдов. Крупные комплексы каменных сооружений найдены на вершинах островов Русский и Немецкий Кузов, Большой Жужмуй. Все они локализованы в зонах горной тундры и лесотундры. Основные типы выявленных в Карелии сложений следующие: 1):валун-основа с небольшими камнями под ним или сверху, вертикальные каменные плиты, 2)каменные кучи, 3)овалы, 3)ямы. Первый тип конструкций часто называют сейдом. Сейд по-саамски означает священный камень. Письменные источники приводят разные данные об его облике. Чаще всего это были естественные валуны или скалы, но могли быть и рукотворные сооружения не только из камня, но и из дерева. Датировка каменных сооружений не совсем ясна. Ряд находок каменных орудий поблизости от них указывает на относительно раннее время появления культовых мест, однако большинство исследователей пишет о широких хронологических рамках в пределах 1 тыс. до н.э. - XV в. н.э.
Очаг. Остров Бережные Лехлуды
Целенаправленное изучение культовых мест саамов в Карелии осуществлялось в 60-х, начале 90-х гг., затем было продолжено карельскими археологами в совместной экспедиции с коллегами из Скандинавии в 2000-2001 гг. Самым важным их результатом оказалось выявление не известных ранее в Карелии жилищ, синхронных культовым памятникам. В 2002-2003 гг. разведки проводились в юго-восточной и северо-западной части Белого мор на территории, являвшейся белым пятном в археологическом отношении. Они значительно пополнили источниковую базу, были открыты новые культовые и погребальные комплексы. В числе новых открытий - так называемые "каменные ящики", менгиры, ямы в валунных грядах ледникового происхождения, жертвенные площадки, саамское жилище.
Во многих случаях данные объекты сохранились в лучшей степени, чем на архипелаге Кузова, поскольку обследованные районы являются труднодоступными. На Карельском Берегу Белого моря саамские памятники выявлены на о.Тапаруха и Большой Робьяк, а также у о. Сыроватка. Захоронения найдены на о. Бережные Лехлуды и на материке у Сонручья. Это первые погребальные сооружения саамов, найденные в Карелии.
Яма (о. Тапаруха)
На Бережных Лехлудах зафиксированы 4 конструкции, которые образованы большими плоскими каменными плитами ледникового происхождения и скоплениями камней сверху и вокруг них. В двух таких сооружениях (под плитами) обнаружены части человеческих скелетов. Они просматривались сквозь узкие щели в камнях. Около устья Сонручья к северу от Бережных Лехлуд найдены аналогичные сооружения, в одном из них под плитой также видны человеческие кости. С одной из могил были сняты верхние камни, затем их аккуратно уложили на прежние места (весь процесс фиксировался на видеокамеру, поэтому они сохранили первоначальное положение). В могиле сохранился череп и длинные кости. Сохранность костей в целом плохая
Сейд (о. Б. Робьяк)
Могильники датировать можно очень приблизительно - эпохой средневековья - 13-15 вв. или, возможно, чуть более ранним временем. Похожие средневековые захоронения под каменными плитами известны в северной Норвегии в Мортенснесе (Варангерфъорд).
Менгиры - сейды (о. Б. Робьяк)
Библиография:
- Н.Н.Харузин. Русские лопари. М., 1890; В.В. Чарнолусский. В краю летучего камня. М.,1972; Ю.В. Визе. Лопарские Сейды
- ИАОИРС. Архангельск,1912, №9-10; И.М. Мулло. Памятники древней культуры на Кузовых островах
- Археология и этнография Беломорья. Архангельск,1984,с.52-81; Ю.В. Титов. Лабиринты и сейды. Петрозаводск,1976;И.С.Манюхин. Саамы
- Археология Карелии,1996, с.342-361; А.Я.Мартынов. Археологические памятники Соловецкого архипелага. Архангельск-Соловки, 2002; И.С. Манюхин, Н.В. Лобанова. Археологические памятники архипелага Кузова
- Культурное и природное наследие острово Белого моря. Петрозаводск, 2002, с. 19-31; Н.В.Лобанова. Итоги и перспективы изучения археологических памятников Онежской губы Белого моря
- Природное и историко-культурное наследие Северной Фенноскандии. Петрозаводск, 2004; T. Itkonen. Suomen lappalaiset vuotteen1945. Porvoo-Helsinki,1949; I.Zachrisson. De samiska metalldepaerna ar 1000-1350
- Archaeology and Environment 3. Umea,1984; Aydhil Schanche. Ceavccageadпi/Mortensnes. Varager Sami Museum, 2002
К публикациям по теме "НАУЧНЫЕ СТАТЬИ ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ" |