Всенаправленная беговая дорожка (ODT). Лазейка в нереальное

22.02.2008

Представьте себе ровную поверхность широкой беговой дорожки, без видимых разрывов, которая бежит в любом направлении, куда бы ни повернул человек, идущий по ней. Он может направиться в любую сторону, даже пятиться и поворачиваться вокруг своей оси, дорожка исправно будет уходить из-под его ног "в бесконечность". Кажется, что такая дорожка просто не может существовать, но она есть.

См. на сайте статьи:
Тайны серого вещества ставуят ученых в тупик Т.Батенёва,
Радикальное новое видение Реальности Майкл Талбот,
Живой Мозг Человека, и как его исследуют Н.П.Бехтерева,
Бехтерева: «В средние века меня сожгли бы на костре» Н.Ямпольская,
Наталья Бехтерева в Зазеркалье И.Кораблева, Ю.Медведев,
Характер нашли между отделами мозга Алексей Петров,
Самоизменение мозга - доказанный учеными факт Алексей Петров.




Всенаправленная беговая дорожка (ODT).
Лазейка в нереальное

Дорожка без направления ведёт в нереальное


Почему эта беговая дорожка квадратная? Потому, что у неё нет какого-то определённого направления движения. Под человеком она может смещаться куда угодно, реагируя на его повороты (кадр Virtual Space Devices).

Удивительное изделие — плод трудов компании Virtual Space Devices. Называется изобретение "Всенаправленная беговая дорожка" (omni-directional treadmill — ODT), которую её создатели продвигают ныне под торговой маркой iPlane. Это уже третье поколение системы, над которым Virtual Space Devices сейчас и работает, а первые два поколения трудятся на ниве виртуальной реальности уже много лет.

Сочетание бесконечной плоскости ODT с системой погружения в виртуальный мир (шлем с очками-экранами и наушниками) позволяет человеку свободно ходить по цифровому ландшафту. Полное погружение обеспечивается отсутствием у дорожки инерционности — смена направления движения человека на ней тут же приводит к смене направления бега дорожки, хоть назад, хоть по диагонали.

Компания пишет, что такая система будет очень полезной для безопасных, но эффективных тренировок пожарных, полицейских, солдат и строительных рабочих. И, конечно, заядлые геймеры должны оценить ODT по достоинству.


Третье поколение ODT, пока лишь — в виде рисунка (иллюстрация Virtual Space Devices).

Кроме того, эта дорожка может использоваться в развлекательно-образовательных программах. Ведь с ней возможно пешее путешествие по джунглям, достопримечательностям Земли (хотите увидеть Великие пирамиды или Великую китайсткую стену?) или по поверхности других планет, вымышленных или реальных (по Луне, например).

Такое погружение в виртуальную реальность может стать и чем-то вроде машины времени ("Хотите увидеть налёт на Пёрл-Харбор?" — вопрошают разработчики ODT).

Удивительно, но про ODT от Virtual Space Devices раньше не было как-то особо слышно. А ведь изобретение это не новое. Как же так получилось? Очень просто. Над этим проектом компания более 10 лет работала, как она пишет, "в основном с (и для) армией(и) США".

Собственно US Army и спонсировала данную разработку, выделив некогда изобретателям из Virtual Space Devices $400 тысяч. Военные вскоре получили свой заказ, что называется на руки.


Первое поколение ODT, попавшее "на службу" в военную лабораторию. Как часто бывает, военные первыми получают самые интересные новинки техники (фото Virtual Space Devices).

Впервые инженеры из Virtual Space Devices погрузились в вирутальную реальность при содействии своей всенаправленной дорожки №1 в 1996 году. А вскоре этот первый экземпляр попал в армейскую исследовательскую лабораторию (Army Research Lab), в управление исследований по взаимодействию человека и техники (Human Research and Engineering Directorate — HRED), где ODT благополучно используют до сих пор.

Позднее к работе над вторым поколением ODT подключилась американская корпорация MTS Systems. Сообща с Virtual Space Devices они освоили армейские же $8 миллионов.

Вышла дорожка крупнее, быстрее и тише прежней.

Но как всё устроено? В целом — довольно просто. Широкая дорожка, бегущая меж пары барабанов, здесь составлена из тонких дорожек же, но бегущих поперёк (смотрите схему).

Ленты, составляющие поверхность, схожи с теми, которые применяются в обычных беговых дорожках. Остаётся ещё система контроля над перемещением человека, которая не позволяет ему смещаться слишком сильно к краям устройства, подстраивая работу электромоторчиков. На вид несложно, но внешне — эффектно.

ODT третьего поколения позиционируется уже как продукт для всех. Видимо, военные порядком наигрались с такой системой, так что пришло время подумать о её коммерциализации.

Зметим, Virtual Space Devices — не единственная компания или исследовательская организация, которая обратилась к теме всенаправленного свободного перемещения человека в виртуальном мире, что называется, на своих двоих. Можно вспомнить всю ту же "Виртусферу" (VirtuSphere), созданную несколько лет назад.

Разные её варианты одноимённая американская компания, созданная, кстати, выходцами из России, не раз показывала на выставках. И, судя по информации VirtuSphere, заинтересовались этим устройством, среди прочих, даже военные.


Первое поколение ODT, попавшее "на службу" в военную лабораторию. Как часто бывает, военные первыми получают самые интересные новинки техники (фото Virtual Space Devices).

Хотя надо отметить, по информации американской компании, её "Виртусферу" можно увидеть Центральном музее связи им А. С. Попова, в Санкт-Петербурге.


Общий принцип работы всенаправленной дорожки понятен из рисунка. Стрелкой показан, как называет его компания, "мини-сегмент" — миниатюрная беговая дорожка, идущая поперёк основной. Она обеспечивает изменение координаты Y. Из множества таких сегментов и состоит главная дорожка, бег которой обеспечивает перемену координаты X. Тонкости устройства компания, впрочем, не раскрывает (иллюстрация Virtual Space Devices).

Принцип работы этого устройства очевиден (смотрите фотографии), хотя над реализацией идеи и проработкой всех тонкостей компания VirtuSphere работала не один год. Зато теперь военные, гуляя внутри поворачивающегося под ногами сетчатого шара, отрабатывают тактику захвата зданий или высадки на обороняемый берег.


VirtuSphere показана без одной секции, которая снимается, чтобы образовать вход. Это изобретение сейчас применяется для тренировки морпехов США (фотографии с сайтов defensereview.com, virtusphere.com и virtusphere.net).

Ещё есть японский пол в виде самоходных "пятнашек", да недавнее экспериментальное струнное устройство, родом также из Японии.

Трудно сказать, почему ни один из этих продуктов не получил действительно широкого распространения, хотя все они не раз мелькали то тут, то там. Вероятно, военным следует красочивее расписать все прелести тренировок на виртуальной местности, а там, глядишь, и геймеры подтянутся.

Создана безумная дорожка для активации скрытых возможностей мозга


Дорожка с двумя независимыми лентами позволила открыть необычные способности нервной системы и мозга к адаптации.

Необычное устройство, созданное специалистами американского института Кеннеди Кригера (Kennedy Krieger Institute), помогло открыть удивительные особенности контроля нервной системы над движением ног. Теперь экзотический аппарат будет использоваться для восстановления нормальных движений у людей, переживших инсульт и другие травмы мозга, а, возможно, и во многих иных случаях нарушений работы нервной системы.

Эта странная бегущая дорожка обладает двумя лентами, раздельными для правой и левой ноги. Причём исследователи могут произвольно управлять их движением. Ленты могут двигаться с разными скоростями и даже в разные стороны одновременно.

Доктор Эми Бэстиан (Amy Bastian), ведущая исследование при помощи этого устройства, установила, что в нашей нервной системе существует две независимые ветви, контролирующие движение ног при ходьбе, а не одна, как полагали учёные ранее. И, что удивительно, обе они могут независимо обучаться и подстраиваться под необычные условия движения.

В своих первых опытах Бэстиан (испытавшая дорожку и сама) заставляла 40 здоровых людей ходить по странной дорожке, причём скорости движения пары лент иной раз отличались в 4 раза, а иногда и вовсе — различались по знаку!

Выводы были поразительны: при попытке "противоречивой" ходьбы с сознательным контролем люди падают, но стоит им расслабиться и предоставить мозг самому себе, как нервная система находит оптимум, автоматически.

К примеру, через 15 минут "гибридной ходьбы" (так исследователи назвали ходьбу с движением лент дорожки в противоположных направлениях) люди уже совершенно спокойно, и что важно — ровно и плавно — ходили в таких ненормальных условиях.

А вот при попытке пройти как обычно по полу, после данной тренировки люди, напротив, падали и не могли ходить минут по 10, пока нервная система автоматически не "возвращала настройки" к исходной — нормальной ходьбе.

Поскольку у каждой ноги существует своя система контроля, возможность обучения правой и левой ноги по отдельности открывает двери для новых терапевтических подходов в коррекции способности ходьбы у пациентов с травмами мозга (инсультом) или неврологическими расстройствами (церебральный паралич, рассеянный склероз и так далее), полагает исследовательница. И доказывает это на опыте.

После операции на мозге 4-летняя девочка, обследованная Бэстиан, ходила очень плохо и неуверенно, с поддержкой. А после короткой тренировки на "дикой" дорожке, её способность к обычной ходьбе заметно улучшилась. Тем самым Бэстиан показала, что новый агрегат может активировать неизвестные ранее адаптационные возможности мозга.

Эми считает, что особенно гибкими эти нервные связи должны быть у детей, но и у пожилых людей можно задействовать данный потенциал. Причём диапазон заболеваний или травм, при которых двигательные навыки можно улучшить тренировками на этой дорожке, вероятно, весьма широк.

Проведя ряд опытов (которые ещё будут продолжены), Бэстиан утверждает, что тренировка странной ходьбой даёт эффект быстро, но улучшения в моторике у пациентов — долгосрочные и, вероятно, даже постоянные.

Источник: «MEMBRANA»

К публикациям по теме "НАУЧНЫЕ СТАТЬИ ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ"

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека