Мотивация

22.04.2008


... Каждый, кто внимательно наблюдал поведение живых существ, не раз обращал внимание на то, что среди разнообразных форм поведения встречаются такие, когда человек или животное не только реагируют на внешние воздействия, но активно ищут определенные объекты внешней среды. Поиск этот осуществляется весьма настойчиво, с большими затратами энергии и преодолением различных препятствий на пути к цели.



Ник Форнит

Мотивация

  "Мотивация - вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга."


Говоря о том, что именно направляет поведение в той или иной ситуации, часто используют не определенное строго понятие "свобода воли". Хотя его смысл ясен в обиходном общении, но стоит только выйти из этих рамок как взаимопонимание прекращается потому, что понятия "свобода" и "воля" - уже сами по себе очень неопределенны, настолько, что постоянно из-за них не прекращаются дискуссии.

Оба этих понятия должны быть связаны с тем в психике, что определяет их свойства. Как обычно бывает с психическими явлениями, просто исследование внешне проявляемых свойств, приводит к множеству предполагаемых моделей (которые постоянно предлагают те или иные психологи-эмпирики), каждая их которых, описывая некоторые частные случаи, оказывается в чем-то верной, но в чем-то противоречит им. Начиная с Фрейда это стало очень характерно для такого подхода в психологии.

Конечно же, угадать по внешним проявлениям как устроена психика и ее истинные механизмы невозможно. Это напоминает и проблемы нейрофизиологов, которые пытались судить о работе мозга по суммарным откликам его электрической активности в виде электроэнцефалограмм - то же самое, что пытаться отгадать как работает компьютер, засунув щуп осциллографа в его нутро и ловить наводки, излучаемые материнской платой.

Поэтому необходимо понять механизмы работы мозга, изучая его системно, с позиций многих подходов, прослеживая развитие и усложнение нервной системы от самых простейших. Экспериментальных данных в этой области накоплено на сегодняшний день чрезвычайно много, они формализованы в большом количестве работ.



Вопрос о "свободе воли" - чисто философский и, соответственно, предполагает ответ на него в зависимости от решения "основного вопроса философии", но, на самом деле, выбор следует сделать между другими двумя альтернативами: или исследовать вопрос научно, а это значит - строго используя научную методологию или же довольствоваться неопределенными понятиями и оставаться в рамках своих предельно значимых убеждений (веры). Наука не касается того, что не может быть исследовано непосредственно с помощью научной методологии, поэтому вопросами веры, а так же всеми неопределенными понятиями не занимается.

У нас просто нет другого выхода, если необходимо исследовать что-то, кроме как использовать научную методологию и поэтому в этом тексте о "свободе воли" не будем никак касаться того, что может повлиять на поведение вне механизмов самого мозга. Если получившаяся модель будет верно описывать психические явления, то просто не возникнет никакой необходимости привлекать сюда еще что-то (хотя это вовсе не означает что ничего более и нет).

Скажу только еще, что самые первое, что наводит на размышление в предположении о влиянии чего-то внешнего (мистического трансперсонального) это - опыты с депривацией (ограничением) сенсорного восприятия. Когда человека (или любой животное с развитой психикой) помещают в условия с полным отсутствием влияния внешнего (зрительного, слухового, кожно-чувствительного восприятия) и влияния внутренних потребностей, то психические процессы оказываются не в состоянии более ничем поддерживаться и происходит общее торможение в мозге, сопровождающиеся как при естественном сне, сновидениями. Поведенческая активность неизбежно прекращается с угасанием последней активности текущих мыслей (которое происходит по закону развития сновидения ). И никакая "самостоятельная" воля не проявляется.

Проявление "воли" в сновидениях качественно не отличается от ее проявления наяву - сюжет вполне поведенчески обусловлен, хотя явно она несколько иная, чем та, что осуществляется с полной возможностью осознания. Во сне происходит не только отсечение каналов восприятия и каналов мышечных действий, но и ограничение в возможности выбирать подходящий вариант из прежниго своего жизненного опыта с помощью механизма прогноза . Это происходит потому, что важной задачей сна является гашение активностей (мыслей), накапливающихся во время дня настолько, что даже пребывая в виде относительно изолированном друг от друга начинают затруднять выделение отдельных мыслей вниманием (как несколько накладывающихся друг на друга изображений). И поэтому в результате общего торможения, нарастающего в течение сна, блокируется не только внешнее восприятие и возможность действия, но и затрудняется появление новых активностей, мало связанных с той, что определяет сновидение.



Но начнем с самого начала. Те, кто исследует нервную системы примитивных животных, таких как виноградная улитка, относительно легко способен идентифицировать назначение ее отдельных элементов среди сравнительно небольшого их количества. Оборонительное, пищевое поведение организовано по принципу стимул-ответ как в простейших автоматах, хотя некоторые свойства нейронных сетей обеспечивают эффекты привыкания. Без соответствующих нейронных звеньев поведение, естественно, не реализуется и не возникает ни малейших сомнений в том, что именно и как определяет все поведение простейших, хотя уже здесь наблюдается очень широкий спектр реакций в зависимости от условий, который при внешнем наблюдении можно посчитать за проявление воли. Во всяком случае, у детей, играющих с улиткой, не возникает на этот счет никаких сомнений.

Но простейшие организмы не в состоянии достаточно широко менять свое поведение, если условия изменяться настолько, что их встроенные нейронные сети окажутся не приспособленными для них. Требуется изменение поведения в течение жизни особи. У всех более высокоорганизованных животных немалая часть поведенческих реакций является не наследуемой, а связи между нейронами, обеспечивающие специфику реакций, устанавливаются в определенные этапы после рождения. Эти этапы строго соответствуют эволюционной последовательности приобретения видом тех или иных новых возможностей, что программируется в их наследственном коде так же последовательным наращиванием этого кода, реализация которого начинается с самого древнего участки и идет в направлении ко все более поздним. Поэтому человеческие эмбрионы похожи в развитии даже внешне на те формы, которые они имели в ходе развития вида приматов, начиная от одноклеточных, простейших одноклеточных, рыб и так далее.

Итак, у высокоорганизованных организмов нейронная сеть поначалу только предопределяет возможность определенных сочетаний контактов, а сами сочетания возникают во время приобретения конкретного жизненного опыта. Об этом уже говорилось в статье о том как и за счет чего определяются индивидуальные качества личности. В частности, там показано, что по наследству передаются не конкретные поведенческие реакции или "инстинкты", а лишь индивидуальные особенности, облегчающие их становление, но вовсе не обязательно реализовывающиеся.

Главной задачей психики становится умение закреплять стремление к поведению, которое приводит к желаемому результату и закреплять препятствование поведению с не желаемым результатом, что реализуется установлением в первом случае возбуждающих данную программу действий в текущих условиях связей, а во втором - тормозящих. Назначение контактов между нейронами как раз и бывает этих двух типов: возбуждающие и тормозящие. И уже здесь применены слова, относящееся к мотивации: "желаемое" и "не желаемое".

В случае простейших эти два отношения реализовывались безличностно, просто как рецепция, имеющая смысл угрозы (оборонительное поведение) и рецепция, имеющая смысл привлечения (пищевое поведение). У высших животных так же есть рецепторы, сигнализирующие об экстремальных воздействиях на организм (рецепторы боли, температуры, параметров гомеостаза), но сигналы от них все же сильно зависят от условий так, что только самые экстремальные их величины приводят к древним, почти врожденных реакциям (на самом деле предельно облегченным и устанавливающимся почти неизбежно у всех особей). Но у них почти любые сигналы рецепторов могут иметь как положительное так и отрицательное значение (даже самые экстремальные), зависящие от конкретных ситуаций и устанавливающиеся в результате развития личного жизненного опыта.

У высших организмов (начиная примерно с птиц по сложности организации нервной системы) появляется механизм, выделенный вне "обычных" рецепторов, питаемый всеми рецепторами - система значимости, имеющая два самых базовых центра: детекторы "хорошо" и "плохо". Их непосредственное раздражение приводит к общей реакции, которую можно было бы образно назвать Ад и Рай. Нет ничего более значимого для организма, чем полная активность одного из таких центров. Ничто не способно пересилить их воздействие и заставить противиться ему. Животные (и люди в том числе) которым вживлялись электроды в центра Рая и давалась возможность нажимать на кнопку, делали это непрерывно до полного изнеможения (в случае крыс, собак - до смерти, у людей же отбирали такую опасную игрушку самоудовлетворения потому, что никто не в состоянии отказаться от этого сам). Это и есть основа того, что мы называем воля.

Те, кто рискнул потратить время и ознакомился с системным обобщением, уже понимают, что эти центры - первичные детекторы признаков хорошо-плохо, такие вот своеобразные внутренние рецепторы системы значимости, которые, сочетаясь с теми или иными мыслями, как бы придают им специфическую окраску преобладания положительного или отрицательного отношения. Назначение их в том, чтобы сузить круг возможных реакций, характерных для двух этих самых базовых эмоций: в состоянии плохо почти невозможно делать то, что легко делается в состоянии хорошо и наоборот. Результат любого собственного поведения оценивается с точки зрения хорошо и плохо, и если поведение оказалось успешным (не привело к тому, что вызывает негативный отклик системы значимости или даже вызвало отклик ее позитивной оценки), то на будущее оно будет предпочитаться, если неудачным, то избегаться из всех уже известных. Подробнее об этих механизмах - в статье Механизм ориентировочного рефлекса . Так же очень рекомендуется прочитать про сущность эмоций, которые являются более специализированными (для определенных условий) выражениями базовой оценки и имеют положительную или отрицательную окраску.

Важно понять, как и за счет чего, в зависимости от возникающих ситуаций, ограничивается круг возможных реакций с помощью эмоциональных контекстов, что позволяет среди невероятно огромного множества уже встречавшихся ранее ситуаций и вариантов ответного поведения выбирать только те, которые относятся к подходящим условиям, а не перебирать все, что было бы практически невозможно даже потому, что реагировать бывает нужно быстро.

Поэтому очень рекомендуется ознакомиться с содержимым приведенных ссылок, чтобы лучше понимать то, что говориться здесь.

Однако, быстрый способ реагирования, так характерный для животных (которым необходимо добывать пищу и избегать врагов, и для чего и возник механизм эмоций, основанный на оценке ситуации системой значимости и переключения в подходящий контекст поведения), в стадных популяциях, где стабильность существования не всегда требует быстрого реагирования, уже не столь эффективен, как возможность более подробного и обстоятельного подбора поведения там, где не так просто это сделать. Понятно, что часто эмоции переключают нас некстати далеко не в то состояние, какое было бы на самом деле оптимально в данных условиях и требуется механизм, позволяющий изменить такое переключение и подобрать более подходящее. Это реализуется возникновением некоей специфичной эмоции, пока не окрашенной ни явно положительным ни явно отрицательным отношением. У людей это состояние - исследовательского созерцания, размышления. Отсутствие крайних эмоциональных оценок позволяет охватить в этом состоянии практически все предшествовавшие варианты поведения, неторопливо и последовательно перебирая их с помощью прогностического механизма опережающего возбуждения и умозрительно рассматривая возможные последствия в тех или иных условиях. Для этого требуется намного более тонкий баланс внимания, позволяющий выбирать те или иные вариации прошлого опыта. Этот баланс - умение исследовать, размышлять - так же оптимизируется жизненным опытом по его результатам, которые могут быть успешными или неудачными.

Таким образом, кроме набора быстрых реакций, совершаемых практически без раздумий (тип реагирования "боец"), жизненным опытом развивается и способность исследовать ситуации (тип реагирования "исследователь"). Принципиально они ничем не отличаются, только во втором случае это не сопровождается ярко выраженной эмоциональной реакций и организация его требует более утонченного, сбалансированного жизненного опыта, который из-за этого легко может теряться при общих нарушениях границ внимания ( психоделия , зависимые состояния , мистические сверхзначимые состояния ).

Потребность выбора наиболее предпочтительных поведенческих реакций - мотивация, в том числе и выбора направления мышления (переключения внимания) воплощается или в непосредственном следовании наиболее значимому или, в случае затруднений с выбором - в "волевом усилии". Выбор же состоит в постоянном текущем сопоставлении значимости всех активных зон (мыслей). Это происходит само по себе: та активность, что оказывается в текущей ситуации наиболее значимой, становится преобладающей. Изменились условия, изменилось преобладание. Как это описано в статье Механизм ориентировочного рефлекса воля - это и есть результат модуляции внимания - как результат оценки значимости при ненулевой новизне. Фокус внимания (границы активности), активизирующий прогностический механизм опережающего возбуждения в зависимости от условий текущего восприятия или восприятия картин уже переживавшегося опыта, в котором также становятся доступным запуск конкретных предпочтительных реакций, называют сознанием. В отличие от других активных участков, оставшихся от прежней мыслительной деятельности, но теперь локализованных вниманием (отрезанных во многом от каналов восприятия, каналов действия и программ выбора оптимального варианта поведения, нарабатываемых жизненным опытом как способность к исследованию), временно или навсегда остающихся без возможности управления вниманием, фокус сознания способен активно переключать внимание, что выражается как результат волевого усилия. Слово усилие здесь означает то, что направление переключения требует соразмерять значимость одного по отношению со значимостью другого, что во многих случаях бывает не просто, а требует усилий тех самых механизмов исследовательского поведения.

Понятно, что временно локализованные вне сознания активности, в случае если локальный процесс обработки информации в них точно как это происходит в сновидениях, все по тому же механизму опережающих возбуждений, приведет к результату, значимость которого окажется выше, чем значимость текущего активного осознанного процесса, заставит тем самым фокус внимания переключиться на него, и эта мысль станет осознанной (эффект озарения, интуиции).

Для человека характерны постоянно доминирующие зоны активности, не затухающие в течение сна, оказывающие из-за повышенной значимости (вплоть до наивысшей) дающее наиболее сильный мотив для выбора наиболее предпочтительных поведенческих реакций - мотивацию.



Проиллюстрируем как происходит мотивация текущего поведения.

Для образной наглядности прокрутим картину поездки на личном автомобиле по дороге.

Как обычно, Ваше внимание выделяет из всего окружающего только наиболее значимое в данной ситуации, фокусирует (блокировкой мешающий каналов) на значимом. Предположим, Вам ХОРОШО, вы УВЕРЕНЫ, вы едете по ЗНАКОМОЙ улице, ситуация и светофор ЗНАКОМЫ Вам. Светофор около перекрестка очень значим, и вот Вы фокусируете внимание на цвете светофора. Это - контекст в котором воспринимаемое приобретает для Вас определенный СМЫСЛ - оно для вас ИНФОРМАТИВНО (это и есть сущность того, что называется информацией) и в зависимости от этого Вы моментально прогнозируете (опережающее возбуждение) варианты Ваших реакций в зависимости от всего предшествовавшего жизненного опыта, от того не поехать ли на красный, до осторожного стоп, не шути так! И, когда уже вот он, светофор радом, и Вы воспринимаете дополнительную информацию (где гаишник, есть ли машины рядом) и момент для конкретной реакции настает - это и есть пусковой стимул, реализующий ту программу поведения, которая к этому моменту дает наилучший для Вас прогноз.

А вот если бы базовый эмоциональный контекст был ВАМ ПЛОХО, ВЫ РАЗДРАЖЕНЫ, то результирующая реакция могла бы оказаться разительно иной.

Всем этим "руководила" активная зона, определяющая мотивацию данной поездки, что определяло общий контекст (ХОРОШО это или ПЛОХО) и контексты всех отдельных совершаемых действий. "Воля" определяемая этой активной зоной может быть исчерпана результатами одной поездки, но может предполагать много поездок и других действий и оставаться долгое время активной.



Из всего сказанного отмечу самое важное: начиная с некоторой сложности организации нервной системы, появляется специфический внутренний "орган чувств", рецепция значимости, назначение которой - оценивать, что для организма является хорошо, а что - плохо, что желательно, а чего следует избегать. Мы практически в любой момент не затруднимся дать такую оценку чему угодно: хорошо это или плохо в данный момент для нас (и только для нас, хотя так часто кажется, что это может относится и к другим), если только не начнем задумываться (уйдем в исследовательский контекст поведения - без определенной окраски в одну из основных эмоций). Это есть основа личности и ее мотивации.

Итак, воля - это вполне определенный процесс выбора наиболее значимого (точнее произведения значимости на новизну) для данной конкретной ситуации с помощью механизма прогноза из прежнего жизненного опыта и полностью описывается этим механизмом (с запуском выбранного поведения в момент наступления пускового стимула), - когда ситуация требует уже незамедлительной реакции. Сюда относятся как внешне выражающиеся реакции, так и переключения внутреннего внимания (размышления). "Лень" - соответственно, состояние отсутствия достаточной значимости возможных вариантов активных действий, - отсутствие значимых целей. Т.к. значимость для личности приравнивается к значению "смысл", то другими словами, лень - отсутствие смысла делать что-то для данной личности в текущих условиях.

"Свобода" же выражается, как говорится в одном изречении, в "осознанной необходимости" такого выбора. Само же словосочетание "свобода воли" означает реализацию вполне определенных механизмов психических явлений.

Эти механизмы сугубо не алгоритмичны т.е. мы - не автоматы, качество личного отношения не имеет аналогов у автоматов и не может быть реализовано программно, наше отношение меняется постоянно потому, что мы сами постоянно меняемся от каждого соприкосновения с реальностью.

Источник: www.scorcher.ru

К публикациям по теме "ФИЛОСОФИЯ и ПСИХОЛОГИЯ"

 


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека