"Природа и человек"

12.08.2009


Обзор новостей мира


"Природа и человек"

 

 

РОССИЯ:   независимые эксперты доказали опасность утилизации ракет

РОССИЯ:   эксперты рекомендуют совмещать строительство новых полигонов и заводы по утилизации ТБО

РОССИЯ:   "зелёные" требуют запретить этилированный бензин и строить велодорожки

РОССИЯ:   минприроды волнует "отсутствие в лесу хозяина"

РОССИЯ:   автомобилистов готовят к новым экологическим стандартам

РОССИЯ:   МПР с помощью МВД намерено вооружить лесников для охраны лесных угодий

РОССИЯ:   экологи и коренные народы Дальнего Востока объединяются против вырубок леса

ФИНЛЯНДИЯ:   Greenpeace и саамы вместе защищают леса Лапландии

РОССИЯ:   учёные охраняют экосистему моря

РОССИЯ:   кто позаботится о море?


 





РОССИЯ: независимые эксперты доказали опасность утилизации ракет
 

Завершена независимая общественная экологическая экспертиза проектов реконструкции объектов для утилизации межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет, организованная общественной организацией "Экологическая самооборона". Как сообщили в Пермском отделения Союза "За химическую безопасность, экспертиза доказала чрезвычайную опасность сжигания ракет на территории Перми с миллионным населением.

В независимой экологической экспертизе на волонтерских началах участвовали 14 экспертов: ведущие ученые-химики, биологи, экологи, гидрологи, физики из Перми (ПГУ, ПГТУ) и Москвы (Научный центр экологической токсикологии, Институт глобального климата РАН), технические специалисты, представители общественных экологических организаций Перми и России.

В ходе экспертизы были выявлены грубейшие нарушения более 20 российских законов и прочих нормативных актов, в том числе Конституции РФ, Гражданского Кодекса, законов "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе" и др. Так, в проектных документах не отмечены выбросы фосгена, синильной кислоты, оксида углерода, диоксинов, фуранов, образование которых при сжигании твердого ракетного топлива четко установлено исследованиями авторитетных российских ученых. Полный состав выбросов при сжигании твердотопливных двигателей в проектной документации также не указан, отсутствует и оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения наиболее вредных веществ.

Заключения общественной экологической экспертизы направлены мэру г. Перми, министру природных ресурсов РФ, губернатору области.

Источник: НИА-Природа



РОССИЯ: эксперты рекомендуют совмещать строительство новых полигонов и заводы по утилизации ТБО
 

Правительство Ленобласти провело сегодня, 17 февраля, на базе ООО "Новый Свет-Эко" выездной семинар по вопросам обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) в регионе. Как сообщил сопредседатель совместной рабочей группы Законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленобласти Андрей Нелидов, "участников семинара проинформировали, что теперь вместо одного управления МПР РФ после реформы федеральной структуры в регионе действуют подразделения 3-х федеральных агентств и одной службы".

В ходе семинара эксперты приводили данные, которые доказывали серьезную перспективу сохранения специализированных полигонов наряду с заводами по утилизации ТБО. Так, в США, где общественность серьезно заботится об экологии территорий, до 85% ТБО размещается на полигонах, но после сортировки. В ходе этой операции из общей массы ТБО выделяются до 40% разных составляющих, которые используются в качестве вторичного сырья, отмечают эксперты, - несгораемые остатки прессуются, и складируются на полигонах.

А.Нелидов отметил, что большинство участников семинара согласились с перспективой строительства в Ленобласти как заводов по утилизации ТБО, так и специализированных полигонов.

Комментируя вопрос о планах начала работы совместной группы депутатов городского и областного парламента по теме "единого законодательного обеспечения системы обращения ТБО", А.Нелидов пояснил: "Первое совместное заседание планируется в начале марта. В настоящее время администрация Санкт-Петербурга планирует встречу представителей группы для обсуждения концепции будущих единых нормативных актов города и области".

В работе семинара участвовали: вице-губернатор Ленобласти Григрий Двас; председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленобласти Михаил Дедов; заместитель председателя Законодательного собрания Ленобласти А.Нелидов; Заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору по Ленобласти Борис Леднев и руководитель Управления по экологическому и технологическому надзору по Санкт-Петербургу Юрий Привалов.

Напомним, что по данным областной администрации, около 300 тыс. тонн твердых бытовых отходов в настоящий момент находятся на территории области, ежегодно до 2,5-3 млн. куб. м. Разного вида отходов поступают в прилегающую к Санкт-Петербургу зону (50-70 км) непосредственно из города. В регионе действует 199 постоянно эксплуатируемых мест размещения отходов, из них только 11 имеют статус лицензированных полигонов. Более половины свалок не отвечают природоохранным и санитарным требованиям: отсутствуют санитарно-защитные зоны, системы отвода и очистки дождевых вод и фильтрата, водоупорные экраны.

Источник: АБН



РОССИЯ: "зелёные" требуют запретить этилированный бензин и строить велодорожки
 

За последние 10 лет доля автомобильного транспорта в сумме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Петрозаводска (Карелия) выросла в 2,3 раза и достигла 72,1 процента. Такие данные обнародовал в среду. 2 марта, лидер Ассоциации "зеленых" Карелии Дмитрий Рыбаков, выступая на пресс-конференции в Законодательном собрании республики, где были подведены итоги международного проекта по изучению влияния автотранспорта на городскую среду. Проект был реализован на средства Шведского Секретариата неправительственных организаций по кислотным дождям, а вместе с карельскими "зелеными" в нем приняли участие специалисты республиканского гидрометцентра и Российской академии наук.

По словам Дмитрия Рыбакова, негативное воздействие автомобильного транспорта на атмосферу Петрозаводска стало главной причиной включения столицы Карелии в список самых экологически грязных городов страны, составленный в прошлом году по результатам исследований Главной геофизической обсерваторией им. А.И.Воейкова. Как свидетельствуют данные многолетних наблюдений, одним из основных загрязняющих веществ в Петрозаводске является бенз-а-пирен - ароматический углеводород с особой канцерогенной активностью, который содержится в отработанных газах бензиновых и дизельных двигателей. Если в 1999 году содержание этого углеводорода в воздухе карельской столицы превышало предельно допустимые концентрации в 1,8 раза, то в 2003 году - уже втрое.

Подводя итоги проекта, лидер "зеленых" высказался за полный запрет продажи этилированного бензина на территории Карелии и за введение в республике жесткого контроля за выбросами автотранспорта. Кроме того, защитники природы предложили администрации Петрозаводска активно развивать городскую сеть велодорожек, что позволило бы многим жителям карельской столицы воспользоваться менее вредным видом транспорта.

Источник: ИА Regnum



РОССИЯ: минприроды волнует "отсутствие в лесу хозяина"
 

Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев сообщил сегодня на выступлении в Госдуме, что из-за отсутствия инфраструктуры 70% потенциально промышленного леса сгнивает на корню.

Он отметил, что одна из центральных проблем лесной отрасли - неразвитая сеть лесных дорог.

"В большом числе территорий лес вывозится, в основном, в зимних условиях, практически без дорог, со значительным ущербом экологии", - сказал министр, отметив, что практически все лесозаготовительные компании работают за счет дорог, построенных еще до 1991 года.

Кроме того, Трутнев отметил, что другими проблемами отрасли является недостаток перерабатывающих мощностей и "отсутствие в лесу хозяина".

"Действующий кратковременный характер аренды не стимулирует работающие в лесу компании к должному уходу за лесом", - сказал Трутнев.

Министр напомнил, что МПР России выступило с инициативой предложения по выравниванию пошлин на продукцию лесной промышленности. "На кубометр древесины сегодня вывозная пошлина составляет 2,5 евро, а, например, на кубометр деревянных шпал - 5 евро. Так ни в одной экономике мира не бывает", - подчеркнул министр.

По мнению Трутнева, необходимо увеличение попенной платы.

"Цена леса на корню в России пока еще слишком низка - в себестоимости готовой продукции она достигает 60%. Нигде, кроме России, цена леса на корню не составляет 2 доллара за кубометр", - отметил глава Минприроды, сказав о необходимости увеличения этой платы в 2-3 раза.

Источник: РИА "Новости"



РОССИЯ: автомобилистов готовят к новым экологическим стандартам
 

Российским автомобилистам, машины которых еще не оснащены устройствами для ликвидации токсичных компонентов отработавших газов - каталитическими нейтрализаторами, похоже, придется готовиться к дополнительным расходам на содержание своего движимого имущества. Давно обсуждающаяся экологами, мэрами крупных городов и некоторыми промышленными группами идея об обязательном оснащении автомобилей нейтрализаторами уже приближается к стадии реализации.

Действующая под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей организация "Независимая социальная природоохранная инициатива" (НЕСПИ) намерена добиваться законодательного ужесточения требований к выбросам в атмосферу продуктов жизнедеятельности автотранспорта. Президент НЕСПИ, член Совета Федерации Николай Тонков заявил в среду, в ближайшее время он вместе со своими единомышленниками намеревается внести соответствующий законопроект в Госдуму РФ.

До сих пор лишь лишь половина новых машин, выпускаемых на отечественных автозаводах, комплектуется катализаторами. Большинство же выпускаемых в России грузовиков и вовсе сходят с конвейера без каких-либо устройств для сокращения вредных выхлопов, пишет газета.

По мнению НЕСПИ, в России необходимо разработать специальный экологический кодекс, однако в его отсутствие решено начать с обязательного введения катализаторов и увеличения штрафов за загрязнение атмосферы. Если это произойдет, то необходимость покупки и установки индивидуального нейтрализатора выхлопа коснется многих автомобилистов. Потребуются они в основном подержанным автомобилям - как отечественным, так и не оснащенным катализаторами старым иномаркам.

Источник: newsru.com



РОССИЯ: МПР с помощью МВД намерено вооружить лесников для охраны лесных угодий
 

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в МВД России с предложением сформировать ведомственную охрану подразделений Рослесхоза, сообщили АБН (www.abnews.ru) в пресс-службе министерства. "С одной стороны, с работников лесхозов никто не снимал обязанностей по охране и защите леса, в том числе по борьбе с незаконными рубками. С другой – лесники, которым и раньше было непросто в борьбе с вооруженными бригадами "черных лесорубов", сегодня практически не защищены законом", - подчеркивает руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин. По его словам, только за 2-е полугодие 2004г. совершено 48 случаев покушения на жизнь работников леса.

Не изменилась ситуация и в наступившем году. В январе 2005г мастер леса Осинского лесхоза Иркутской области Вячеслав Анашкин, патрулировавший свой участок, остановил груженный лесом грузовик и попросил предъявить разрешительные документы на вывоз леса. В ответ нелегальные лесозаготовители схватили, разоружили и зверски избили В.Анашкина. С переломом челюсти и ребра, многочисленными ушибами и ранениями, травмой головы и сотрясением мозга мастер леса попал в больницу. По данному факту Рослесхоз обратился в Генеральную прокуратуру и МВД России.

"Силовые ведомства должны не только взять под контроль расследования случая в Осинском лесхозе, но и обратить повышенное внимание на криминальную обстановку в российском лесу", - считают в МПР РФ. Также Рослесхоз предложил создать рабочую группу совместно с МВД России и Генпрокуратурой. "Только объединение усилий поможет эффективнее бороться с лесными нарушителями", - уверен В.Рощупкин. Руководитель Рослесхоза надеется, что МВД России поддержит просьбу лесников о создании в лесу ведомственной охраны. Ее работники при осуществлении своих обязанностей будут обеспечены всеми гарантиями правовой и социальной защиты в рамках Федерального закона "О ведомственной охране", - в частности, они будут наделены правом ношения и использования оружия, получат обязательное личное страхование и компенсации при нанесении вреда здоровью.

Источник: АБН



РОССИЯ: экологи и коренные народы Дальнего Востока объединяются против вырубок леса
 

В верховьях реки Бикин могут начаться промышленные рубки леса. Как передает Радио "Лемма", коренные малочисленные народности Дальнего Востока России считают, что этого допустить нельзя. С ними солидарны и экологи. По их мнению, прежде всего, эта земля - национальное место обитания и охоты удэгейцев. Сохранение численности коренных народов зависит напрямую от мест их обитания и охоты. Вмешательство лесорубов повлияет не только на жизнь местных жителей, но и на экологию региона. Верховья реки Бикин - одно из уникальных мест Сихотэ-Алиня.

Комментирует директор Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы Юрий Дарман: "Я уверен, что в угоду каким-то разовым прибылям мы не допустим, чтобы была уничтожена жемчужина Приморского края. Она сохранит почти все биоразнообразие всего Сихотэ-Алиня, от самой северной оконечности, до южной. Поэтому для нас, экологов, это - важнейшая задача. И я рад, что мы нашли в союзники тех, кто хочет эту землю защищать, это те люди, которые на ней живут и хозяйничают много лет".

На территории Приморского края представителей коренных малочисленных народов осталось всего около 1 700 человек. Для примера: в Хабаровском крае их более двадцати тысяч. Для сохранения территории Бикина и коренного населения, разработаны несколько программ.

Комментирует член форума Организации объединенных наций по вопросам коренных народов Павел Суляндзига: "Одна из основных задач, которую мы ставим перед собой - обсудить пути развити бикинских удэгейцев, как могут развиваться коренные народы на Бикине без промышленного вмешательства на ту территорию, которую мы называем бассейном реки Бикин".

Также, Приморский край единственный в стране, где нет отдельной программы по сохранению и развитию коренных малочисленных народностей.

Источник: ИА Regions.ru



ФИНЛЯНДИЯ: Greenpeace и саамы вместе защищают леса Лапландии
 

Greenpeace начал проект по защите по спасению уникальных сосновых лесов арктической Лапландии (Финляндия). Эти земли традиционно используются саамскими оленеводами в качестве зимних пастбищ. Несмотря на протесты коренного населения, финское правительство продолжает вести здесь интенсивные вырубки, говорится в сообщении Greenpeace.

Сегодня в местечке Инари экологическая организация открыла "Станцию лесной охраны". Активисты Greenpeace будут работать на станции, ведя постоянное наблюдение за рубками. Они также помогут оленеводам составлять карты пастбищ и обозначать границы наиболее ценных участков леса. Станция будет работать до тех пор, пока финское правительство не прекратит лесозаготовки.

Оленеводство является традиционным видом деятельности саамов - народа северной Лапландии. Для многих из них тайга - это дом, на этих землях трудились предки и здесь находятся местные святыни.

Помимо оленеводов, крупнейшим землепользователем в этом регионе является государственное лесопромышленное предприятие Metsahallitus, поставляющее большую часть древесины с земель саамов финскому целлюлозно-бумажному гиганту StoraEnso. На предприятии ценный лес перерабатывается и поступает затем на европейские прилавки в виде журналов, офисной бумаги, конвертов и даже туалетной бумаги.

Ради удовлетворения потребности европейцев в бумажной продукции финское правительство готово поставить под угрозу культуру целого народа, подчеркивает Greenpeace. Лесозаготовки приводят к полному исчезновению растущих на деревьях и на земле лишайников - основы зимнего рациона оленей. Нехватка корма влечет за собой сокращение численности оленьего поголовья, а значит и доходов оленеводов. Саамские поселки постепенно приходят в запустение.

Долгое время саамы самостоятельно пытались бороться за сохранение своей земли, призывая чиновников защитить сосновые леса от промышленных рубок. Однако финское правительство не реагировало на эти сигналы. Не приняло оно во внимание и рекомендации Комитета ООН по защите прав человека.

16 января 2005 года оленеводческие кооперативы из Инари и Неллим направили письмо в адрес министра лесного и сельского хозяйства Финляндии с требованием подписать мораторий на вырубку наиболее ценных участков лапландских лесов.

Greenpeace и ряд финских экологических организаций присоединились к требованиям саамов и призвали правительство Финляндии принять срочные меры по защите лесов арктической Лапландии.

Источник: РБК



РОССИЯ: учёные охраняют экосистему моря
 

В Новороссийске состоялась деловая встреча академика Южного научного центра Российской академии наук Геннадия Матишова с капитаном порта Новороссийск Владимиром Ерыгиным. Подведены итоги первого года исследований водяного балласта в порту Новороссийск.

Как стало известно, экосистемный мониторинг показал, что качество балластных вод, сбрасываемых в Цемесскую бухту за этот год существенно улучшилось. Причина в том, что все больше судов, выполняя международные нормы, заходят в порт, заменив водяной балласт в открытом море.

Способствует этому деятельность деятельность специализированных лабораторий, созданных при Морской администрации порта Новороссийска (МАПН). Разработанная учеными новая методика контроля водяного балласта позволяет не только следить за качеством балластных вод, но и проводить комплексное изучение обитателей моря, чтобы вовремя предотвратить появления попадания в воды Цемесской бухты чужеродных организмов.

По словам академика Геннадия Матишова, деятельность лабораторий уже приносит значительный экономический эффект морской отрасли. Их опыт заслуживает изучения и внедрения в других портах страны и серьезной финансовой поддержки государства.

Источник: ИА Regnum



РОССИЯ: кто позаботится о море?
 

Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2005 года # 288-р проведена очередная реорганизация природоохранных структур – ликвидированы спецморинспекции в структуре МПР.

Правительство нисколько не озаботилось дальнейшей судьбой той сферы деятельности, которой занимались спецморинспекции, а также их специалистами. Как и большинство реформ Правительства, эта также проходит с потерями. В данном случае потерями специалистов, которые будут сокращены при передаче спецморинспекций в территориальные органы Росприроднадзора.

WWF России считает, что необходимо сохранить Специализированные морские инспекции как самостоятельное структурное подразделение Росприроднадзора и разработать программу нормативно-методического обеспечения их деятельности в условиях все возрастающей антропогенной нагрузки на прибрежную зону российских море.

В настоящее время в Российской Федерации из-за многочисленных реорганизаций госструктур сложилась весьма разрозненная система контроля соблюдения законодательства по охране окружающей природной среды, животного мира и водных биологических ресурсов. При этом число пользователей ресурсов и их среды обитания постоянно растет. Развиваются порты с обширными урбанизированными береговыми территориями и акваториями, подверженными антропогенному воздействию. Интенсифицируется разработка шельфа, возрастает объем морских перевозок углеводородов и других опасных грузов. Прибрежное рыболовство, помимо прямого изъятия биологических ресурсов, загрязняет окружающую природную среду бытовыми отходами и отходами промысла, потерянными орудиями лова, продолжающими губить водные организмы.

Единственная структура, которая выполняет функции комплексного контроля законодательства по охране окружающей среды и животного мира на береговых территориях, ИЭЗ РФ и континентальном шельфе - специализированная морская инспекция. С момента создания специализированные морские инспекции уже успели накопить опыт по выявлению и пресечению нарушений законодательства по окружающей природной среде, континентальному шельфу и животному миру, освоили методологию оценки ущерба и накопили опыт ведения исков по взысканию ущерба в судах.

Окажутся ли подразделения территориальных органов Росприроднадзора, к которым должны перейти функции контроля за охраной окружающей среды, животного и растительного мира в море, способны выполнять эти функции в условиях все возрастающей строительной активности в прибрежной зоне, роста морских перевозок нефти и газа и развивающегося прибрежного рыболовства? Не окажется ли их штат урезанным, возможности оперативной работы ограниченными, а способность отстаивать иски к нарушителям законодательства в суде сведенной до минимума? На эти вопросы пока нет ответов.

Источник: WWF

27.03.2005

 


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека