Аяхуаска (Ayahuasca, Ayawaska)

05.05.2009


Айяуаска (аяхуаска, айяваска, кечуа ayawaska МФА [a.ja.'wa.ska], в испанской транскрипции ayahuasca, в португальской hoasca, буквально «лиана мёртвых», «лиана душ») — напиток, оказывающий психоактивный эффект, изготовляемый местными жителями верхней Амазонки. а также лиана Banisteriopsis caapi, служащая основным компонентом этого напитка. (Википедия)

Аяхуаска традиционно употребляется для исцеления разума, тела и души. Аяхуаска известна как "великое лекарство" на северо-западе Южной Америки, где его используют в целительстве так же широко, как пейот в Северной. Благодаря приписываемому посредничеству с миром духовных существ, Аяхуаска помогает обнаружить верное средство или приносит исцеление духовным либо магическим образом.

В противоположность представлениям западной медицины, считается, что целительные свойства Аяхуаски не зависят от того, кто именно -- пациент или целитель - принял его.

Обобщая эти представления, кто-то сказал: "Природа лечит болезнь, пока целитель развлекает пациента". Другие говорят, что аяхуаскеро "прогоняют болезнь песней"...





Ayahuasca, Caapi, Yage, Yaje, Natem, Datem, Pinde, Dapa, Vine of the Soul (Лоза Души), Vine of the Dead (Лоза Мёртвых), spirit of the dead (Дух Мёртвых), Spirit Vine (Волшебная Лоза)



Айяваска - это не только ценный ИМАО (ингибитор моноаминоксидазы), но и древний "путь познания" целого Южно Американского континента. Именно Путь, протянувшийся сквозь века, миры и поколения инков, метисов и современную белую расу неошаманизма.

"Айя" (aya) на языке Кечуа (Quechua) означает Душа, а "васка" (wasca) - "лиана или путь".

Часто в Перу Айяваску называют "лозой мёртвых", потому что шаманы считают, что по этой лозе душа пациента уходит из нашего мира в мир Духов.

Как путеводная нить Ариадны, лоза проводит нас сквозь лабиринты подсознания, миры, вселенные, сквозь нижний и верхний мир духов и мир Богов, возвращая обратно в мир людей, заново родившимися.

Старое название Банистериопсис Каапи (Spruce ex Griseb.) - " Банистериа каапи" (Banisteria caapi) - это огромная лиана семейства Мальпигиевых, в природе достигающая более 50 метров. Произрастет по всей территории современной Амазонии: в Перу, Бразилии, Эквадоре и т.д.

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.1 Аяхуаска; определение

Этот отвар, называемый также "яге" или "яхе" в Колумбии, "айяуаска" в Эквадоре и Перу ("лоза мертвых", "лоза душ"; "айя" на языке кечуа означает "дух", "предок", "умерший", а "уаска" - "лоза", "лиана", "веревка"), "каапи" в Бразилии, приготовляется из лианы Banisteriopsis caapi. Нарезанные куски лианы варят вместе с листьями любого из многочисленных дополняющих растений (в числе которых Psychotria viridis, Diplopterys cabrerana и многие другие), в результате чего получается отвар, содержащий сильнодействующие растительные алкалоиды гармалин, гармин, d-тетрагидрогармин и часто N,N-диметилтриптамин (ДМТ). Это народное средство на протяжении тысячелетий использовалось для вхождения в священный, сверхъестественный мир, для исцеления, прорицания и поклонения. Далеко не все рецепты этого средства ключают растения, содержащие ДМТ или другие триптамины. Аяхуаской часто называют саму лиану Banisteriopsis caapi, и во многих культурах ее используют саму по себе.

Ayahuasca
(Banisteriopsis Caapi)

Листья продолговатые, заострённые, супротивные, зелёные, 8-18 см длиной и 3,5-8 см шириной.

Цветы 12-14 мм в диаметре и 2.5-3 мм в длину, 1,5мм в толщину, белые или бледно-розовые.

Лепестки 5-7 мм в длину, 4-5 мм в ширину.

Тычинки 10мм, плод - продолговатый орех, 5мм в дину.

Кора имеет шоколадно-коричневый цвет, гладкая.

Размножается в основном вегетативно (черенкованием и укоренением побегов), редко цветет и редко плодоносит. Семена крупные, зелёные в раннем возрасте, созревая коричнивеют.

Насчитывается более 100 разновидностей Banisteriopsis, и только 3 из них проверенно имеют галлюциногенные свойства: B. inebriens, B. caapi (Schultes 1970) и B. quitensis (Schultes 1995). Эти разновидности широко используются в айяваске.

Банистериопсис каапи, или Лоза духов — лиана из рода Банистериопсис семейства Мальпигиевые. Растёт в джунглях Южной Америки.

Индейские племена издревле готовили из этого растения галлюциногенный отвар — Айяуаска (куда также добавляли части Psychotria viridis, содержащего ДМТ).

Банистериопсис каапи содержит бета-карболины (гармин, гармалин и тетрагидрогармин), являющиеся обратимыми ингибаторами моноаминоксидазы. Стебли растения содержат 0,11-0,83 % бета-карболинов, 40-96 % от общего количества составляет гармин.

В индейских племенах Западной Амазонии напиток во время религиозных праздников пьют мужчины, чтобы вызвать цветные галлюцинации и чувство эйфории. Некоторые племена используют напиток также для того, чтобы определить источники колдовства и проклятия, вызвавшего болезнь. Кроме того, лозу духов применяют как лекарственное растение при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и для изгнания паразитов.

1.2. История

Использование аяхуаски для получения визионерских переживаний, судя по богатству соответствующей мифологии, представляет собой древнейшее явление. Наскальные рисунки доколумбовых времен очень похожи на картины современных аяхуаскеро, которые, как принято считать, отражают видения, вызываемые яге (прекрасный пример подобных наскальных рисунков приведен на стр. 127 "Plants of the Gods"). Тем не менее, первые письменные упоминания о практиках, связанных с этим растением, появляются только в середине 19 века. Автором их был Ричард Спрус, бывший английский учитель, оказавшийся в числе первых исследователей, совершивших нелегкое путешествие в бассейн Амазонки. Спрус едва не умер от дизентерии и малярии, но выжил и собрал одну из крупнейших ботанических коллекций.

В 1851 году, исследуя верховья Риу Негру в бразильской части Амазонии, он наблюдал употребление яге. В 1953 году он дважды сталкивался с ним в Перу. В своих "Заметках ботаника об Амазонке и Андах" он описывает его составляющие, его приготовление и воздействие на собственный организм. К сожалению, из собственных ощущений Спрус описывает в основном тошноту. "Записки" Спруса не публиковались вплоть до 1908 года. Корректировал их Альфред Рассел Уоллес, одновременно с Дарвиным открывший теорию эволюции. Спрус полагал, что за психоактивность этого напитка отвечают в основном добавки, хотя упоминает, что считалось, будто Банистериопсис и сам по себе воздействует на сознание.

Образцы, посланные им в Англию для химического анализа нашли и проанализировали только столетие спустя. В 1966 году они были все еще психоактивны. Первое описание обряда яге, привлекшее всеобщее внимание, было опубликовано в 1858 году Мануэлем Вильявисенсьо, эквадорским географом. Собственные ощущения он описывает как "полет" в прекраснейшие места. Основываясь на рассказах местных жителей, он сообщал, что они под воздействием этого напитка обретали способность предвидеть и находить верные ответы в сложных случаях - например, если нужно было дать подобающий ответ посланникам других племен при угрозе войны; распознать планы врага посредством этого волшебного питья и избрать верную тактику нападения и защиты; выяснить, в случае болезни родича, какой именно колдун наложил заклятье, провести обряд дружеского визита в соседнее племя или же встретить гостей, наконец, удостовериться в любви соплеменниц. Несколько ранних исследователей северо-западной части южноамериканского континента - Мартинс, Крево, Ортон, Кох-Грюнберг и другие - также сообщают об аяхуаске, яге и каапи. Все они упоминают о лесной лиане, но не вдаются в подробности.

К началу двадцатого века было известно, что использование лиан рода Банистериопсис для целительства, обрядов посвящения и шаманских ритуалов распространено от Перу до Боливии. В 1923 году на ежегодном собрании Американской фармакологической ассоциации был продемонстрирован фильм о церемонии яге. К эффектам этого напитка привлекли внимание также и другие серьезные публикации, авторами которых были Расби и Уайт, наблюдавшие обряды яге в Боливии в 1922 году, русские исследователи Вавилов и Юзепчук, проводившие полевые исследования в Колумбии в 1925-1926 годах, и Мортон, опубликовавший в 1931 году колумбийские записи Клуга о Банистериопсисе инебрианс." (Из седьмой главы третьего издания Психоделической Энциклопедии Питера Стаффорда).

1.3. Легальность

Растения, используемые для приготовления аяхуаски, легальны. Иначе обстоит дело с некоторыми содержащимися в напитке веществами. В США изготовление аяхуаски только из самой лианы полностью легально. Таким образом, хотя аяхуаска и не является запрещенным препаратом, вещество N,N-диметилтриптамин проходит по списку 1 согласно DEA (Drug Enforcement Association, Ассоциация по контролю в-в), т.е. N,N-диметилтриптамин (ДМТ) - контролируемое и нелегальное в-во. Хотя иметь или продавать растения, содержащие N,N-диметилтриптамин, вполне законно, обработка их, приготовление к употреблению или намерение сделать это противоречит закону.

Хотя в настоящее время DEA не проявляет интереса к запрещению аяхуаски в Штатах, в любой момент ситуация может измениться. Во многих европейских странах, однако, в недавнее время имели место преследования синкретических религиозных организаций, использующих аяхуаску. Как все это отразится на будущем аяхуаски, пока не ясно, и дальнейшее развитие проблемы требует пристального внимания. О процессах против употребления аяхуаски в Европе см.: The OGD Annual Report - World Geopolitics of Drugs, в особенности их отчет по Европе - "Ayahuasca: From the Amazon to the Urban Jungles".

Аяхуаска признана национальным достоянием Перу

Власти Перу признали галлюциногенную лиану национальным достоянием. В Амазонии напиток аяхуаска употребляют во время традиционных ритуалов, а саму лиану считают «мудрой травой».

Институт национальной культуры Перу INC опубликовал резолюцию № 836, согласно которой традиционные знания и применение племенами Амазонии галлюциногенного напитка аяхуаска объявлены культурным достоянием нациию.

Декрет был опубликован в газете El Peruano. Как отмечают авторы постановления, практика ритуальных сессий употребления аяхуаски является одним из фундаментальных столпов, на которых стоит культура амазонских племен.

В INC отмечают, что пытаются защитить «священный характер ритуала аяхуаски» от западных практик, которые «лишены контекста, а их причины имеют коммерческую и потребительскую основу».

Авторы резолюции напомнили о лекарственной ценности растения. В странах Латинской Америки аяхуаску применяют в том числе как имунностимулятор, пишет перуанская "El Comercio".

Лиана Banisteriopsis caapi является представителем семейства мальпигиевых (Malpighiaceae), куда входят свыше 60 родов и не менее 1100 видов. Основой для изготовления аяхуаски служит вино из тропической лианы Banisteriopsis caapi. Шаманы называют это растение «мудрой травой» или «учительницей». Стебли лианы вымачиваются или кипятятся и в сочетании с некоторыми другими травами, ингибирующими моноаминоксидазу, дают мощный психоделик. Аяхуаска вызывает коротко— и долговременные персональные изменения.

Выпивший настой человек теряет ориентацию тела в пространстве и ощущение времени. Шаманы принимают аяхуаску ради очень ярких и образных видений.

В 1922—1923 годах на ежегодном собрании американской фармацевтической ассоциации был показан фильм о церемонии аяхуаски или, как ее еще называют, яге-церемонии. В конце 1990?х годов в странах Латинской Америки аяхуаску в стеклянных банках стали продавать уличные торговцы.

1.4. Возможная опасность

Согласно историческим наблюдениям, перед церемонией участники соблюдают строгую диету, запрещающую употребление соли, сахара, масла, жира, алкоголя, а также воздерживаются от секса. Хотя все вышеперечисленное, за исключением алкоголя, не представляет опасности в сочетании с отваром, считается, что оно тем не менее сильно окрашивает духовный опыт.

Самая большая физическая опасность аяхуаски - эффекты ингибиторов фермента моноаминоксидазы (МАО). Тирамин - обычная аминокислота, в норме метаболизируемая моноаминоксидазой в кишечнике. После приема веществ, ингибирующих действие этого фермента, МАО перестает метаболизировать тирамин, поступающий с пищей. Вследствие этого уровень тирамина в крови повышается. Поскольку тирамин в высоких концетрациях воздействует на гормон эпинефрин, это состояние может привести к гипертоническому кризу. Во время гипертонического криза давление может подняться выше 180, а частота биения сердца - более 100 ударов в минуту.

Люди, пережившие гипертонический криз, рассказывают обычно, что это была самая страшная головная боль за всю их жизнь. Гипертонический криз может привести к внутренним кровотечениям, инфаркту миокарда, прорыву аневризма и смерти. Тирамин содержится в сырах, винах и, в общем случае, во всех копченых, квашеных или иным образом ферментированных продуктах. Кроме того, гипертонический криз могут в сочетании с ИМАО могут вызвать также симпатомиметики (МDMA, амфетамины, средства от головной боли, средства от кашля (эфедрин, декстрометорфан и т.д.).

Наконец, такую же реакцию могут вызвать некоторые травы - эфедра, йохимбе, возможно, даже зверобой.

Продукты, богатые тирамином (перед приемом и до прекращения действия ИМАО следует избегать!)

  • Все сыры, особенно выдержанные (исключение - свежий творог)
  • Копчености и колбасы
  • Маринованная, копченая и вяленая рыба
  • Бобовые (бобы, чечевица, фасоль, соя)
  • Мясные экстракты
  • Экстракты дрожжей/пивные дрожжи
  • Пиво и эль
  • Красные вина (в т.ч. кьянти, бургундское, шерри, вермут)
  • Кислая капуста
  • Банановая кожура

Продукты со средним содержанием тирамина (употреблять в ограниченных количествах, т.е. полчашки, 100 граммов или менее)

  • Фрукты: бананы, авокадо, инжир, изюм, чернослив, малина
  • Кисломолочные продукты (простокваша, кефир, йогурт, сметана)
  • Шоколад
  • Кофеин (кофе, чай, кола)
  • Белое вино и портвейны
  • Крепкие алкогольные напитки
  • Соевый соус
  • Арахис

Хотя известно довольно много случаев употребления в пищу продуктов с высоким содержанием тирамина во время действия ИМАО, неизвестно, насколько безопасна эта практика. Поскольку при использовании гармалы/гармалина и т.п. ингибируется только одна из моноаминооксидаз - МАО-А, часть тирамина расщепляет моноаминоксидаза Б. Тем не менее, в последнее время сообщалось о случаях негативного взаимодействия принятой пищи и сирийской руты либо банистериопсиса каапи. Хотя в этих случаях реакция не была смертельной, результатом ее тем не менее была сильнейшая головная боль, длящаяся до трех дней.Эти факты возможно объяснить тем, что при более высоких дозах руты или каапи ингибируется и МАО-Б.

Еще более серьезная проблема - взаимодействие лекарственных препаратов. Очень опасным последствием взаимодействия с ИМАО является модификация избирательных ингибиторов возврата серотонина (SSRI). Это может привести к серотониновому синдрому. Симптомы серотонинового синдрома и гипертонического криза различны, но частью перекрываются. Так, в обоих случаях повышается давление крови. Если есть подозрения на серотониновый синдром, помочь может прием блокатора серотониновых рецепторов. Гипертонический криз при использовании сирийской руты маловероятен; чаще его вызывают неизбирательные необратимые ИМАО, напимер, Марплан. При сильных головных болях, кровотечениях из носа, сильном треморе, мускульной ригидности и лихорадке необходима неотложная медицинская помощь (гипертонический криз, серотониновый синдром или оба).

Проблему взаимодействия веществ могут вызывать не только антидепрессанты (трициклические, гетероциклические, SSRI). Многие другие вещества, в том числе капли в нос, противострессовые препараты, амфетамины, эфедрин и псевдоэфедрин, диетические таблетки, средства от аллергии и опиаты также могут нежелательным образом взаимодействовать с ИМАО. Сирийская рута и Банистериопсис каапи не так опасны, как другие ИМАО, но все же способны вызывать нежелательные взаимодействия в-в, это в особенности касается SSRI. При первых же признаках начала сильной головной боли звоните в скорую. По дороге в больницу следует предупредить санитаров, что у вас, вероятно, гипертонический криз, вызванный приемом ингибиторов МАО; в этом случае показаны одна-две таблетки хлорпромазина по 25 мг. Другая альтернатива - от 10 до 20 мг нифедипина под язык. Это поможет сбить давление по дороге в приемный покой. (См. стр. 1606 в THE MERCK MANUEL OF DIAGNOSIS AND THERAPY, 16th Edition, Robert Berkow, M.D., Editor-in-Chief, RAhway, NJ: Merck Research Laboratories Division of Merck and Company, Inc., 1992.)

1.5. Химия

В состав аяхуаски входит множество химических соединений; суть ее нельзя свести к простым химическим реакциям в мозгу.

Именно благодаря синергии различных растений эффекты аяхуаски столь впечатляющи. При варке аяхуаски используются буквально сотни различных видов растений, и каждое по-своему изменяет характер, уроки и результаты духовного опыта. Однако в самом грубом приближении основные эффекты вызываются двумя веществами - ингибитором моноаминоксидазы и N,N-диметилтриптамином (ДМТ). N,N-диметилтриптамин в норме разрушается в желудке ферментом - моноаминоксидазой. В присутствии ингибитора этого фермента N,N-диметилтриптамин уже не разрушается и его уровень в крови оказывается достаточно высок для воздействия на сознание. N,N-диметилтриптамин - основной источник галлюциногенных/энтеогенных переживаний.

Подобное упрощение не вполне аккуратно описывает то, что происходит на самом деле. Курение N,N-диметилтриптамина совсем не похоже по действию на аяхуаску. Сочетание синтетического N,N-диметилтриптамина и фармацевтического ИМАО также отличается по эффекту. В случае аяхуаски добавление каждого нового растения в отвар привносит новые переживания. В прошлом двумя наиболее часто сочетаемыми растениями были Банистериопсис каапи и Психотрия виридис. Лиана Банистериопсис - источник гармина и гармалина, действующих как ИМАО: некоторые полагают, что эти вещества весьма активны и сами по себе. Психотрия виридис - источник N,N-диметилтриптамина. Чаще всего, основной ингредиент напитка - банистериопсис каапи, к нему уже добавляются многочисленные другие растения, содержащие N,N-диметилтриптамин.

В настоящее время в качестве МАОИ используют также сирийскую руту, или гармалу (Peganum harmala). Она также содержит гармин и гармалин. Однако эти смеси вызывают и побочные эффекты. Их обычно приписывают другим составляющим используемых растений. Один из основных побочных эффектов - тошнота. Аяхуаску традиционно используют как рвотное средство, что индейцами приветствуется как способ очищения от паразитов и бактерий. Понос - другой обычный побочный эффект употребления этого отвара. Изредка используются синтетические ИМАО, но они не передают истинной сути экспириенса. Наиболее распространенные синтетические ИМАО - марплан и моклобемид (аурорикс).

"... Две анаконды зашуршали в траве. Проползли мимо сидящих рядом стариков. Подняли от земли свои головы и стали глядеть мне в глаза. Я лежал, поджав руками колени. Из носа текла вода. Зубы стучали от озноба. Было очевидно, что лежать в позе эмбриона, когда на тебя смотрят анаконды, как-то неправильно. Я попытался привстать. Девяностолетний старик, которого местные называют Абуэло («дед» по-испански), увидев, что я поднимаюсь, затянул песню. Он пел тихим детским голосом и шамкал губами, тем не менее все слова были понятны.

«Медицина, медицина, все это — только медицина./Мы пьем аяхуаску только ради здоровья./И вот этот человек, что пришел из чужой страны,/Он пьет аяхуаску, чтобы все было хорошо./Только ради здоровья. Все это — медицина».

Пока Абуэло пел, анаконда обвила мне шею. Дышать стало нечем, к горлу подкатывала тошнота. «Ты уже умер?» — спросил престарелый cын Абуэло.

Я ответил: «Почти»..."

В мире, возникающем после распития отвара из тропической лианы аяхуаска, растущей в перуанских джунглях, можно увидеть самые невероятные вещи. Аяхуаска — сильнейший галлюциноген. Странным образом анаконды возникают в видениях многих людей, вне зависимости от возраста и пола. «Вы были на Амазонке? — обмениваются вопросами в аэропорту Лимы туристы, возвращающиеся на родину. — А аяхуаску пробовали? Анаконды приползали? Вот и к нам тоже».

Вселенная, как представляли ее индейцы кечуа, делилась на три мира: ханан-пача — верхний мир, уку-пача — внутренний мир, мир, населенный людьми, и хурин-пача — нижний мир, населенный хтоническими божествами. И были две змеи, они связывали миры. Змеи во время сеансов аяхуаски приползают, как правило, в самый критический момент, когда кажется, что скоро распрощаешься с этим миром вовсе. В этот момент анаконды шипят и переливаются всеми цветами радуги. В последние три-четыре года встречи с этими психоделическими пресмыкающимися превратились в отдельный сектор перуанской экономики. Появился целый жанр — психоделический туризм. Люди за тысячи лет своего пребывания на перуанской земле накопили огромный опыт в использовании самых удивительных психоактивных средств. В джунглях растет аяхуаска — лиана, позволяющая заглянуть в будущее. На базарах Куско среди пучков петрушки и орегано продается кактус Сан-Педро, названный так в честь святого Петра, открывающего врата рая. На горных пастбищах среди коровьих лепешек высятся гигантские «волшебные грибы». В пустыне у берегов Тихого океана индейцы курят хвосты скорпионов, превращающие курильщиков в камни. В приграничных районах с Колумбией и Бразилией индейцы нюхают спины жаб, чтобы встретиться со своими предками. Еще есть вилка — священное дерево, которое использовали для своих мистерий жрецы империи инков. Наконец, здесь растет корень датура, один из самых опасных психоделиков, попробовав который можно уже никогда не вернуться.

Перу, как и универсум в представлениях индейцев кечуа, делится на три отдельных мира. Монтанья — верхний мир, горы, Анды. Сьерра — нижний мир, пустыня, которая тянется от Лимы вдоль океана. Сельва — внутренний мир, четыре миллиона квадратных километров, лес, как любят говорить экскурсоводы, величиною в шесть Англий. Столица внутреннего мира — город Икитос. Он стоит на берегу Амазонки, и никакие дороги, кроме речных и воздушных, к нему не ведут. По ночам, когда сельва просыпается, на центральной площади Икитоса оглушительно стрекочут цикады, квакают жабы и тревожно ухают ночные птицы. В дневное же время на центральной площади работают две дюжины назойливых чистильщиков обуви, с десяток фарцовщиков, пункт обмена валют, пара-тройка кафе для интуристов, прокат амуниции для походов в джунгли и четыре турагентства. На дверях агентств прикреплены рекламные объявления: «Сессии с шаманами», «Психоделические сеансы», «Мистические путешествия», «Аяхуаска-терапия. Групповые и индивидуальные туры. От $500»...

"... Минут через двадцать темнота стала наливаться радужными красками. Лес рассыпался на красивейшие геометрические узоры. Точно как на ковриках в местных сувенирных лавках. Из леса послышались крики. Какой-то индеец звал на помощь. Или это был не индеец, а что-то уже совсем другое. По крайней мере дедушки на крик о помощи никак не реагировали. Впрочем, и дедушек уже было не видно, вместо них сидели два маленьких медведя, переливающихся кислотными красками. Затем из леса появились тени. Они надвигались, сердце бешено колотилось. Я понял, что меня отравили и я вскорости умру. В этот момент и появились анаконды. Когда я умер, анаконды сказали, что теперь, поскольку я уже неживой, я могу получить ответы на любые вопросы. Из леса вышла огненная девушка. Она взяла меня за руку, мы лежали рядом, и она передавала мне свои знания.

Где-то через два часа аяхуаска начала отступать. Со стороны, надо признать, вся эта сцена выглядела достаточно комично. Посреди джунглей на грязном дощатом полу лежит какой-то скрюченный мужик, весь перемазанный, хлюпает носом, а рядом сидят два старика и что-то свистят себе под нос. Я громко рассмеялся. Абуэло закашлялся и тихо сказал сыну:

— В нашем доме находится чужой человек, из далекой страны..."

1.5.1. Банистериопсис каапи или гармала?

Многие полагают, что два этих растения взаимозаменяемы. Действительно, оба они - эффективные ингибиторы МАО, но между ними есть и отчетливые различия как в химическом составе, так и в вызываемых ощущениях.

Гармала содержит множество алкалоидов, в числе которых вазицинон, гармалин, гармалол, гарман, гармин, изопеганин, деоксивазицинон. Семя гармалы содержит смесь гарминовых алкалоидов в количестве 2-7%. Гармалин в сирийской руте - очень эффективный ИМАО, присутствует в достаточных, но меньших количествах, чем гармин. Показано, что в больших дозах гармалин нейротоксичен для животных, вызывая дегенерацию клеток Пуркинье в мозге (Ibogaine Desk) Хотя дозы такой величины употребляют редко, те, кого это беспокоит, могут выбрать в качестве источника ИМАО банистериопсис каапи, в котором гармалин присутствует лишь в ничтожных концентрациях. Химия банистериопсиса каапи несколько отлична, те же гарминовые алкалоиды присутствуют в других пропорциях. Б. каапи содержит примерно 0,2-1,3% смеси гарминовых алкалоидов. В гармале уровень гармалина гораздо выше (что может объяснить ее более высокую ИМАО-эффективность), в то время как тетрогидрогармин либо отсутствует, либо содержится в значительно меньших количествах, чем в Б. каапи. Возможно, высокий уровень ТГГ ответственен за явно отличающиеся субъективные эффекты, и даже за упоминаемый "телепатический" эффект.

Алкалоиды, выделенные из Банистериопсис каапи, назвали вначале телепатином, пока впоследствии исследования не показали, что они и алкалоиды гармалы идентичны. Хотя оба растения содержат сходные алкалоиды и эффективны в качестве ИМАО, важно подчеркнуть, что они различаются как химически, так и субъективно при их использовании. Здесь также важно упомянуть, что гармала используется также как вызывающее сокращение матки/абортивное средство. Скорее всего, за это свойство ответственны алкалоиды, не обладающие свойствами ИМАО. Чтобы хотя бы частично избежать приема внутрь этих алкалоидов, рекомендуется экстракция семян кипятком, а не употребление семян в целом виде.

"Хотя недавно гармалу описывали как афродизиак, бедуины традиционно использовали ее при родах и как абортивное средство, а также для наркоза; эти свойства подтверждены на животных." Отт, "Фармакотеон", стр. 202 "Помимо бета-карболинов, надземные части сирийской руты содержат хинолизидиновые алкалоиды, такие, как визицин (пеганин) и вазицинон, обладающие свойством стимулировать сокращения матки и поэтому, возможно, ответственные за употребление гармалы как абортивного средства. Близкий родственник гармалы - якорцы стелющиеся - используется в тайской медицине при родах......Аdhatoda vasica, соедржащая вазицин, используется в тайской народной медицине как антиастматическое, а в индийской - абортивное средство." Отт, "Фармакотеон", стр. 204

1.5.2. Пища как катализатор

Интерес представляют сообщения, что прием пищи (разумеется, не противопоказанной вместе с ИМАО!) во время или последействия аяхуаски привносит с собой новую волну дополнительных эффектов. Это может вызвать замешательство, если вы не уверены в этот момент, что то, что вы съели, не опасно во время действия ИМАО.

Неоднократно замечалось, что некоторые, приняв отвар и не испытав никаких эффектов, выжидают достаточно долгое время, затем сдаются и что-нибудь съедают, и тут, совершенно неожиданно наваливаются эффекты. Это явление весьма распространено, и им можно воспользоваться, если эффекты проявляются медленно или не проявляются. Объясняется это тем, что ДМТ связывается в печени и поступает в желчь, поэтому, когда желчный пузырь опорожняется в тонкую кишку, вас накрывает волна эффектов ДМТ. Прием внутрь любых жиров запускает высвобождение холицистокинина, гормона, вызывающего сокращение желчного пузыря.



2. УПОТРЕБЛЕНИЕ АЯХУАСКИ

2.1 Традиционное употребление и приготовление

Аяхуаска традиционно употребляется для исцеления разума, тела и души. Яге известно как "великое лекарство" на северо-западе Южной Америки, где его используют в целительстве так же широко, как пейот в Северной.

Благодаря приписываемому посредничеству с миром духовных существ, яге помогает обнаружить верное средство или приносит исцеление духовным либо магическим образом. В противоположность представлениям западной медицины, считается, что целительные свойства яге не зависят от того, кто именно - пациент или целитель - принял его. Обобщая эти представления, кто-то сказал: "Природа лечит болезнь, пока целитель развлекает пациента".

Другие говорят, что аяхуаскеро "прогоняют болезнь песней". В книге "Visionary vine" Марлин Добкин де Риос описала многие из процедур, используемых в обряде исцеления. В "Волшебнике верховьев Амазонки" Мануэль Кордова-Риос приводит другой замечательный пример: он продолжал использовать аяхуаску в лечебных целях, вернувшись к городской жизни, через семь лет после индейского плена. "Мои способы лечения, - говорит он, - таких заболеваний, как диабет, гепатит, лейкемия, рак, паралич, ревматизм, эпилепсия, суицидальная депрессия и расстройства различных внутренних органов, многие люди называли чудесными." (гл. 7, Психоделическая энциклопедия П. Стаффорда).

Амазонские шаманы собирают необходимые ингредиенты с многими молитвами, очищая себя постом. Внимание и почтение в этот период очень важно в ритуале аяхуаски. Даже теперь, когда многие из тех, кто проводит церемонии, сами выращивают растения, уход за ними и сбор урожая проводится с той же любовью и заботой. Банистериопсис каапи, основной ингредиент, обычно употребляют свежим. Его измельчают и варят в горшке на костре, затем добавляют листья Психотрии виридис. Смесь кипятят весь день в мягкой воде амазонских джунглей. Обычно при приготовлении отвара на одного участника берут кусок лианы длиной около тридцати сантиметров толщиной с черенок метлы. Количество листьев Психотрии виридис также зависит от числа участников церемонии. Иногда, однако, это растение не используется вовсе, а вместо него добавляют другие растения, богатые N,N-диметилтриптамином.

Когда напиток готов, его хранят до начала церемонии. Если его беречь от прокисания, он вполне может храниться некоторое время. В церемониях, проводимых опытными проводниками/шаманами, участники снова и снова пьют отвар, особенно после рвоты. Сила напитка зависит от знаний и опыта шамана.

2.2 Приготовление и использование в наши дни

Современное использование аяхуаски вызывает многочисленные споры. Многие люди ищут в аяхуаске еще одно галлюциногенное развлечение. Большинство из них никогда не попробуют ее еще раз.

Более приемлемо использование аяхуаски как энтеогена (от гр. "энтео" - бог внутри). Эти люди ищут ответы на свои вопросы с помощью растений аяхуаски.

Но даже в этом случае о священности аяхуаски неродко забывают. Важно подчеркнуть, что чем больше вы вкладываете в свой экспириенс, тем больше вы от него получите. В настоящее время плита заменила костер, в остальном в приготовлении мало что изменилось. Хотя Б. каапи часто заменяют сирийской рутой, иногда его все же используют. Для приготовления важно взять чистую воду - дистиллированную или фильтрованную, излишняя минерализованность может снизить эффективность отвара. Для лучшей растворимости алкалоидов pH воды должен быть между 4 и 5. Аскорбиновая кислота или лимонный сок вполне подходят для подкисления воды.

Очень важно измельчить растительный материал как можно мельче и кипятить его минимум пару часов. Процедите, сохраните отвар, залейте растительный материал подкисленной водой и снова варите. Продолжайте этот процесс до тех пор, пока отвар не перестанет по цвету отличаться от воды. Затем объедините процеженную жидкость от всех варок и уварите до небольшого объема. Для достижения эффективности напитка требуются разные пропорции разных растений. Даже приблизительно указать, сколько какого растения для этого требуется, практически невозможно. Очень многое зависит от того, каков состав каждого из растений, что в свою очередь, зависит от вида растения, условий выращивания индивидуального растения, срока хранения и т.д.

Опыт в данном случае полезнее книжных знаний. Более детальную и практическую информацию можно найти в отчетах употреблявших.

2.3. Священное и мирское

В течение тысячелетий древние культуры использовали энтеогены/галлюциногены для общения с миром духа и получения сакральных знаний в результате этого общения. Для шаманов эти вещества были учителями и наставниками.

Постепенно они научались вызывать экстатические состояния без помощи этих веществ. Для человека древности все было священным, поскольку любой духовный и чувственный опыт был связан с Богом, или, иначе, с тем, что движет и взаимосвязывает все вокруг. Приготовление снадобий, подобных аяхуаске, для представителей этих культур было в высшей степени священно. Весь процесс употребления энтеогенов проходил очень вдумчиво. Для участия в этих церемониях необходимо было соблюдать посты, проходить обряды очищения и многие другие подготовительные этапы. Во всем этом выражалось уважение.

Современная культура забыла о священности растений-учителей. В отсутствие церемонии, ритуала и уважения к этим растениям велика вероятность злоупотребления. Более того, многие психологически или духовно не готовы к этому опыту. Для некоторых это всего лишь развлечение или способ развеять скуку. Когда благодаря этим растениям они сталкиваются с опытом, способным в корне изменить их жизнь, они не знают, что с этим делать. Они не были к этому готовы, и рядом с ними не нашлось того, кто мог бы помочь им употребить это знание во благо. Роль учителя также очень важна. Обратите внимание, как легко мы доверяем чужому опыту, когда учимся водить машину или варить кофе, и как не желаем учиться у тех, кто, сотрудничая с природой, расширяет ее духовные горизонты.

Аяхуаска священна для многих поколений употреблявших ее людей. Их опыт показывает, что ипользовать ее как случайный, "клубный" психоделик по меньшей мере неразумно. Относящийся к ней как к священному таинству обретает здоровье - как духовное, так и физическое. Нам, живущим в современном мире, пора понять это и рассматривать ее именно так, а не как что-то, на чем "торчат" или с чем "экспериментируют". Относясь к приготовлению и сеансу с должным уважением, вы лучше подготовитесь к духовному опыту в целом и значение его будет более ясным.

2.4. Настрой и обстановка (set & setting)

Настрой - ваша позиция, ваши установки; обстановка - ваше физическое окружение. Как то, так и другое имеет немалое значение в любом энтеогенном/галлюциногенном опыте.

Следует заранее подготовить себя к тому, что может произойти, и решить, как на это реагировать. Решите, что вы будете делать, если все пойдет не так, как вы планировали, и вас накроет с головой. Заранее расслабившись и настроившись на следование течению трипа, вы с большей легкостью сможете сделать это и во время самого экспириенса.

Следует выбрать надежное, безопасное место, где риск неожиданных помех минимален. Подготовив место, где вы чуствуете себя комфортно, вы больше вынесете из опыта. В новом месте с незнакомыми людьми легко загрузиться внешними событиями настолько, что на происходящих внутренних процессах не удастся сосредоточиться. Не говоря уже о том, что в незнакомом месте с постоянной сменой людей и декораций легче впасть в панику и травмировать себя. Подготовив себя и окружение, вы увеличиваете шансы на то, что экспириенс окажется для вас очень значимым.

Пренебрегая этим, можно получить крайне пугающий опыт. Аяхуаска - не клубное вещество. Пусть рядом с вами будут только близкие друзья. Готовьтесь, ничего подобного с вами еще не происходило.

2.5. "Чистка"

Употребление аяхуаски, как правило, сопряжено с тошнотой и рвотой. В зависимости от конкретных видов растений, использованных при приготовлении, тошнит либо слегка, либо по полной программе. Уменьшить тошноту возможно - запивать имбирным чаем либо использовать желатиновые капсулы, но и в этом случае полностью избежать "чистки" практически невозможно, она неразрывно вплетена в экспириенс.

Если научиться принимать это состояние и следовать его течению, оно, как ни издевательски это звучит, может быть очень приятно. Это освобождение и очищение. После того, как все окончится, вы почувствуете себя чистым душой и телом. Если же сопротивляться этому, вам может стать более чем неприятно. Сдайтесь, расслабьтесь, следуйте течению, и вам станет лучше. Обычно тошнит несколько раз, после чего становится лучше. Однако если вы пьете в несколько приемов, тошнит обычно после каждого. Представляйте себе, что с каждым позывом рвоты из вас выходит накопившееся раздражение, боль, дискомфорт. Пусть будет то, что должно быть. Примите это как часть экспириенса. Избежать этого сложно, поэтому не сопротивляйтесь тошноте и не зацикливайтесь на ней, чтобы энергия и внимание сконцентрировались на том, что действительно важно.

2.6. Приготовление

Метод с соляной кислотой и познание Бога (автор: A True Believer)

ПРИГОТОВЛЕНИЕ: Данный метод - новое слово в варке аяхуаски. Для подкисления отвара использовалась химически чистая соляная к-та (следует избегать употребления неочищенной и технической HCl из-за возможных загрязнений). Я приобрел 30% HCl, по 30 капель на 500 мл. воды. К одной дозе растительного материала добавлялось 500 мл. подкисленной воды. Я взял 2 унции Б. каапи (приобретенной в Cielo), примерно 1 и 3/4 г. сирийской руты, 20 г. чалипонги (Diplopterys cabrerana), 5-7 граммов коры корневища бразильской Мимозы хостилис. Предполагалось, что отвар будет ОЧЕНЬ крепким, поскольку я довольно мало чувствителен. Лозы я положил от души, чем больше, тем лучше, в прошлый раз мне не удалось толком расслышать то, что она мне сообщала, и я решил увеличить громкость:). Весь растительный материал был мелко размолот и на ночь оставлен набухать в подкисленной воде, затем были проведены четыре экстракции, полный объем кислоты добавлялся к воде только в первый раз (при замачивании), во второй и третий раз - по 20 капель на 250 мл, последняя короткая экстракция - неподкисленной водой. Общий объем экстрагированной жидкости был упарен до 4 унций (~ 125 мл). Общее время, ушедшее на экстракцию ( не считая замачивания и упаривания) - 4,5 часа.

ВНИМАНИЕ: Следует напомнить, что концентрированная соляная кислота очень опасна, и для работы с ней следует использовать меры предосторожности (перчатки, защитные очки и т.д.) В разбавленном виде она безопасна, однако важно не варить в металлической посуде и избегать контакта металлических предметов с отваром. HCl - сильная кислота, и даже в большом разбавлении разъедает металлы и образует токсичные соединения. Поэтому варить следует в керамической либо стеклянной посуде. Возможно использование посуды с эмалированным или антипригарным покрытием, но если эмаль или покрытие поцарапаны, металл под ней может реагировать с кислотой. После экстракции следует подщелочить раствор пищевой содой до pH 5-6, или же полностью выпарить отвар (HCl в свободной форме - газ, и испарится при этом). Сухой остаток можно соскрести и поместить в желатиновые капсулы или снова растворить. Однако, если использовать неочищенную HCl, ни один из этих методов не избавит вас от солей тяжелых металлов и других нежелательных соединений, которые наверняка будут в ней присутствовать.

ЭКСПИРИЕНС: Ночь началась с того, что я выпил примерно половину отвара. Я выждал час, чтобы желудок и все тело пришли в себя, затем принял вторую половину. Примерно через два с половиной часа я решил, что на этот раз сон нам не светит, и открыл упаковку чипсов Тоститос, ммм, вкусно. Несколько чипсов, еще 30-45 минут и...

ОНО НАЧАЛОСЬ, те, кому это знакомо, знает, что слова бессильны, прискорбно неадекватны, но к сожалению, именно с их помощью общается большинство людей, так что я всё-таки попробую. Мое тело ощутило расплавленный поток символов, формул, ацтекских и майянских изображений, заключающий в себя весь спектр света, кружащийся и пенящийся вокруг меня. Это становилось все глубже, все плотнее, пока сама ткань того, что я привык считать реальностью, не подалась. Я чувствовал себя полностью поглощеннным, в полном ужасе, раздетым до неизбежной сути, которая и есть истинное я. Я ощутил присутствие БОГА. Я ощущал ужас, но посреди всего этого я понял свою истинную природу, невозмутимую, скрытую за пеленой, истинную природу нас всех, свободную от помех раздражения и от ловушек иллюзий, то, с чем встречается бессмертная душа, населяющая сосуд нашей плоти. Я ползал на коленях, плача, я умолял простить мне мои прегрешения против других, и, что, возможно, важнее, против себя. Слова бессильны передать ту БЛАГОДАРНОСТЬ и то СМИРЕНИЕ, которые я испытывал, испытываю и сейчас. Все мы - часть БОГА, чем бы бог не был для вас, мужчиной, женщиной, ими обоими, чем угодно, эта вездесущая сила - чистая любовь, прощение, мне нужно было лишь спрашивать. Учение толкало меня вперед, расширялось, углублялось, и всякий раз, когда меня загоняли в угол, вламывали мне так, что, казалось, я уже не выживу, меня снова возвращал назад, утешал, питал божественный ветер. Прилив и отлив, рост, взрыв, полное спокойствие, ощущение приближения новой волны цикла. Я почувствовал, что возможно ВСЁ, нужно только пропросить, но я не мог, из-за двойственности (моей и всего в этом мире) меня ужасала возможность попросить то, с чем я не смогу потом справиться. Меня посетила мысль о возможности увидеть лицо Бога, и я взмолился, чтобы этого не случилось. Я не был уверен, что мне будет дозволено вернуться в это тело, если я увижу лицо господа моего, я знал, что мне многое ещё предстоит сделать, что моя помощь нужна людям, которых я люблю. На третьем часу сна я смог, наконец, сесть и подумать. Я подумал, что, может быть, все закончилось, но я еще не очистился, я знал, что это должно произойти, много раз мне казалось, что "чистка" вот-вот начнется, но что-то во мне сопротивлялось этому. Когда же она началась, это было просто землетрясение! Вся грязь, злоба, весь негатив, неприятие самого себя - все это сошло с меня. Образ за образом все неприятные моменты жизни, злая воля, двойственная часть моей природы, то зло, что вплетено в саму ткань этого мироздания, что загрязняет, прельщает нас, уводя нас от нашей истинной сути/души, все это торжественно изошло наружу за двадцать-тридцать долгих, волшебных минут тошноты. Именно во время и после этого зрительное содержание сна было наиболее ярким и богатым. Сразу после завершения чистки я был вознагражден состоянием ПОЛНЕЙШЕГО БОЖЕСТВЕННОГО ЭКСТАЗА, которое я могу описать только как "бог прижал меня к сердцу". Меня благословили высшие силы, и я всегда буду признателен тем, кто учился у Лозы, и тем, кто движется в этом направлении, и да будет вам дано познать свою истинную сущность, то, что вы - часть бесконечной любви, имя которой Бог.

2.7. Культивация

Достаточно полный список используемых растений см. у Джонатана Отта в Ayahuasca Analogues Выращивание этих растений - один из самых вознаграждающих аспектов вашего опыта. Если вы готовите аяхуаску из выращенных вами растений, то с этими растениями вы уже установили взаимоотношения. Эти растения знают вас, и в путешествиях с аяхуаской это окажется немаловажным. Для начала неплохо решить, какие именно растения приобрести и выращивать.

Следует учесть условия выращивания, простоту в культивации и требования выбранных растений, не говоря уже о том, насколько умелы ваши руки. Постепенно, методом проб и ошибок, можно научиться уходу практически за любым из этих растений. Так что сейчас мы вкратце рассмотрим условия выращивания наиболее часто используемых в аяхуаске растений и ухода за ними. Лучше всего найти по возможности больше информации об условиях произрастания данного вида - погоде, почве, осадках, других растениях, произрастающих вместе с ним, суммарная освещенность в период роста и т.д.

  • Банистериопсис каапи - Яге, Айяуаска, "лиана души"
  • Это растение способно выжить в довольно широком диапазоне условий. Но, в зависимости от того, где вы приобрели ваше растение и к каким условиям оно привыкло, ему потребуется более или менее долгий период адаптации к вашим условиям. Оно любит легкое притенение и высокую влажность. Если ваше растение раньше росло в теплице, вначале, прежде чем оно привыкнет к более сухому воздуху, ему потребуется укрытие, обеспечивающее высокую влажность. Лучше всего стараться никогда не давать почве высыхать полностью, но и не заливать.
  • Психотрия (разные виды) - Чакруна
  • Во многом все так же, как и с Б.каапи, нуждается в высокой влажности и умеренном притенении. Прорастание семян может тянуться до шести месяцев.
  • Мимоза хостилис - Журема
  • Довольно неприхотливое, но не переносящее заморозков дерево. Семена всходят быстро, если их замочить в очень горячей (только что кипевшей) воде на 20 минут, потом высеять на глубину в полсантиметра в почву. Прорастание займет от двух дней до недели, иногда дольше. Любит много солнца.

М.Харнер, "Путь шамана"

Мои антропологические исследования культуры конибо шли хорошо, но мне никак не удавалось выведать у них что-нибудь об их религии. Индейцы относились ко мне дружелюбно, но избегали говорить о сверхъестественных вещах. В конце концов они сказали, что если я действительно хочу этому научиться, я должен выпить священный напиток шаманов, приготовляемый из лиан растения "аяухаска" - "лиан души". Я согласился - мне было и интересно, и боязно, потому что меня предупредили, что меня ожидает нечто ужасное.
<....>
Я начал ощущать свой мозг. Я физически почувствовал, как он расслоился на четыре отдельных, не связанных между собой пласта. На самом верху находился наблюдатель и управитель - он сознавал, что происходит с моим телом и поддерживал работу сердца. Он же видел - но только как зритель - все те образы, которые проистекали из нижних отделов мозга. Вслед за ним шел онемевший пласт, выведенный из строя выпитым мною зельем, - по сути дела, его как бы и не было. Еще ниже располагался источник всех моих видений, в том числе и корабля, приплывшего по мою душу.

Теперь у меня не оставалось никаких сомнений, что вот-вот умру. Я попытался призвать все свои силы, чтобы мужественно встретить смерть, но тут из последнего, самого нижнего пласта мозга стали исходить новые образы и сведения. Мне было "сказано", что все эти откровения даруются мне, потому что я умираю, и, следовательно, то, что я буду о них знать не представляет никакой "опасности". То были тайны, предназначенные для умирающих и умерших. Тех, кто сообщал мне эти мысли, я видел очень смутно: это были гигантские, подобные рептилиям твари, вяло раскинувшиеся где-то в самом низу задней части моего мозга - там, где он смыкается с позвоночником. Я едва различал их в этой темной мрачной глубине.

И тут эти чудовища показали мне живую картину. Сперва передо мной открылась планета Земля - такая, какой она была миллиарды лет тому назад, когда на ней еще не было жизни. Я увидел океан, мертвую сушу и ярко-синее небо. Потом с неба начали падать сотни черных крупинок: они спускались передо мной посреди немого ландшафта. Тут я увидел, что "крупинки" эти на самом деле огромные существа с черной лоснящейся кожей, с крыльями, как у птеродактилей, а туловищем напоминали китов. Головы их были мне не видны. Выбившись из сил после бесконечно долгого путешествия, они садились, устало хлопая крыльями. Существа эти заговорили со мной на языке мыслей: они объяснили мне, что бегут от чего-то, находящегося в космосе, и вот прибыли на планету Земля, в надежде спастись от своего врага.

Потом они показали мне, как сотворили жизнь на планете - они сделали это, чтобы спрятаться среди множества живых форм и тем самым не дать себя обнаружить. Передо мной с изумительной быстротой и живостью пробежали сотни миллионов лет сотворения и развития всего нашего животного и растительного мира, и я понял, что эти похожие на драконов существа - внутри всех форм жизни на земле, в том числе и внутри человека.(*) Они сказали мне, что они-то и есть настоящие хозяева всей планеты, а мы, люди, - лишь их жилища и слуги. Именно поэтому они могли разговаривать со мной изнутри меня самого.

(*) Теперь я сказал бы, что они были очень похожи на молекулы ДНК, хотя тогда, в 1961 году, я о ДНК еще ничего не знал.

Эти откровения, поднимавшиеся из глубин моего разума, перемежались с видением плывущей галеры, которая к тому времени уже забрала почти всю мою душу, и теперь, управляемая гребцами с птичьими головами, медленно отплывала, таща за собой мою жизненную силу и направляясь к большому фьорду, стиснутому истертыми голыми холмами. Я понял, что мне осталось жить какие-то мгновения. Как это ни странно, я совсем не испытывал страха перед людьми с птичьими головами - я был готов отдать им свою душу, лишь бы она была у них в целости и сохранности. Но я боялся, что моя душа не удержится в горизонтальной плоскости фьорда, что она каким-то способом - каким именно я не знал, но чувствовал, что такой способ существует, и страшился его - окажется во власти тех драконоподобных жителей глубин.

Внезапно я понял, что я - человек, и остро ощутил все различие между моим родом и предками-рептилиями. Я стал изо всей мочи сопротивляться - лишь бы снова не вернуться к этим существам из древних времен, которые с каждой минутой делались мне все более чужими и враждебными. Каждый новый удар сердца давался мне с огромным трудом - и я призвал на помощь людей.
<....>
Захватив с собой блокнот, я отправился в хижину шамана и по порядку описал ему свои видения. Сперва я рассказывал тоолько в общих чертах, не вдаваясь в детали; например, дойдя до драконоподобных чудовищ, я опустил то, что они прибыли из космоса, а только сказал: "Там были такие огромные черные животные, вроде гигантских летучих мышей - больше этого дома, и они сказали, что они-то и есть настоящие хозяева мира". На языке индейцев конибо нет слова "дракон", так что "гигантская летучая мышь" - это было лучшее, что я мог подобрать для описания этих существ.

Некоторое время он смотрел на меня своим невидящим взглядом, потом, усмехнувшись, сказал: "Э-э, они всегда так говорят; а на самом-то деле это всего лишь Хозяева Дальней Тьмы".

И он небрежным жестом показал рукой куда-то вверх. Я почувствовал, как у меня по спине пробежал холодок: ведь я ему еще ни слова не сказал о том, что видел, как эти чудовища прилетают на Землю из космоса.


См. так же:

    Аяхуаска (Ayahuasca, Ayawaska)
    Какой у страсти запах...
    Ароматы здоровья - Лаванда
    Ароматы здоровья - Иланг-иланг
    Ароматы здоровья - Бергамот
    Ароматы здоровья - Ароматерапия повседневности
    Ароматы здоровья - Уход за волосами
    Ароматы здоровья - Химия эфирных масел
    Ароматы здоровья - Основные свойства эфирных масел
    Ароматы здоровья - Технология Утонченного Соблазна
    Ароматы здоровья - Духи "сделай сам"
    Ароматы здоровья - Полынь-трава
    Матэ (Yerba Mate)
    Морской рис
    Ароматы здоровья - Не сошлись запахами
    Ароматы здоровья - Духи с феромонами
    Березовый гриб чага

 


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека