Мифы Ктулху, или миры "отца ужасов"

2008


Ктулху (Ктулу, Цтулху) — один из персонажей мифологии Лавкрафта и мифов Ктулху. Был придуман Лавкрафтом, наряду с мифической книгой «Некрономикон» и её автором, безумным арабом Абдулой Альхазредом.

Впервые Ктулху появился в рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху».

Ктулху — один из меньших Старейших. Он лежит во сне, подобном смерти, в затонувшем городе Р'льех где-то посреди Тихого океана. Когда звёзды примут нужное положение, Р’льех поднимется с морского дна и Ктулху освободится.

На вид Ктулху подобен одновременно осьминогу, дракону и человеку. При этом, по некоторым представлениям, Ктулху имеет голову осьминога, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и драконий хвост. Точный размер его не указывается — но, судя по рассказу «Зов Ктулху», он явно не меньше среднего размера корабля.

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, под которой он погребён, так что подвластными ему остаются только сны.




BLOOP

Bloop (в переводе с англ. — завывание, рев) — ультранизкочастотный звук, несколько раз зафиксированный Национальным управлением по океану и атмосфере США (NOAA) летом 1997 года. Источник звука остаётся неизвестным. Запись звука и сведения о нём можно найти на сайте NOAA.

Источник звука должен располагаться примерно по географическим координатам 50o ю. ш. 100o з. д. (G) (к юго-западу от Южной Америки). Общий характер звука позволяет заподозрить, что он издан живым существом, но такое существо науке неизвестно. Судя по пройденному звуком расстоянию, это существо должно быть огромного размера, гораздо больше голубого кита. Аналогичные "явления" были зарегистрированы в 2002 и 2006 гг.

Если отбросить предположение о существовании в Тихом океане неизвестного науке вида гигантских существ, остаётся две версии: либо звук произведён большим количеством существ одновременно, либо в этом регионе кратковременно сложились уникальные акустические условия, позволившие сверхдалёкое распространение звука.

Небезынтересно, что координаты источника звука довольно близки к координатам, которые Говард Лавкрафт указал для подводного города Р’льех, в котором спит Великий Ктулху.


Чудовища из мифов Ктулху

Не секрет, что любые, даже самые страшные монстры, противостоящие главному герою, выполняют совершенно прозаичные функции внезапно выскочить из темноты, укусить за самое чувствительное место и скрыться в никуда. Под этот общий шаблон попадает большинство вымышленных чудовищ будь то вампиры, оборотни, призраки или зомби. Эти твари родились из суммы мифов и легенд, суеверий и предрассудков, словом человечество придумало их для того, чтобы хоть как-то обосновать свой естественный страх перед всем неожиданным, потусторонним и смертельно опасным.

Но есть и другие легенды. Другие мифы о невероятных монстрах, гораздо более страшных, чем кучка оживших мертвецов, и гораздо более загадочных, чем те полупрозрачные существа, которые разгуливают по коридорам старинных замков. В отличие от древних европейских легенд, эти истории не могут похвастаться солидным возрастом. Их придумал один-единственный человек — нищий американец, страдавший от постоянных ночных кошмаров. Но современная фантастика (а в особенности — мистика и ужасы) без них совершенно немыслима.

Отец чудовищ


Шутливый коллаж: Лавкрафт на фоне таинственного обелиска около Хребтов безумия (Антарктида).
Говард Филлипс Лавкрафт по праву считается одним из отцов жанра “ужасов”. Он взял многое от стиля Эдгара По и лорда Дансени, но еще больше было взято у него — Клайв Баркер, Стивен Кинг, Ганс Руди Гигер, Нил Гейман, Кларк Смит, Август Дерлет, Алан Мур и Брайан Ламли не скрывают, что черпают вдохновение в творчестве человека, придумавшего легенду про “книгу мертвых” — “Некрономикон”.

К заслугам Лавкрафта также причисляют и то, что он впервые скрестил два ранее независимых жанра — научную фантастику и ужасы. Считается, что автор создал масштабный пантеон из богов, полубогов и чудовищ — существ потусторонних и одновременно реальных, обитающих то ли в другом измерении, то ли на других планетах, но активно вмешивающихся в дела людей при помощи своих сверхъестественных сил.

Справедливости ради следует сказать, что Лавкрафт относился к монстрам, живущим на страницах его книг, совершенно наплевательски и даже с изрядной долей юмора. Он был атеистом и рассматривал свои творения исключительно как средство заработка — кстати, очень скромного, едва позволявшего сводить концы с концами.

На самом деле систематизированные “мифы Лавкрафта”, более известные как “мифы Ктулху”, не имеют почти никакого отношения к этому писателю. Они появились позже, после смерти Лавкрафта, когда его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы “отца ужасов”, отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя — и опубликовал в своем собственном издательстве “Arkham House”.

Уникальная мифологическая картина нашего мира и большинство невероятных монстров Лавкрафта — плод воображения его последователей, прежде всего — Дерлета. Он разбавил “мифы Ктулху” христианством, превратив их в описание традиционной борьбы добра со злом. Самому Лавкрафту все это было чуждо — писатель называл этику Канта “шуткой” и создавал в своих книгах вселенную, полную хаоса, ночных кошмаров и мучительной неизвестности.

Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах... изначально были Старшие боги (Elder Gods) — добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела — в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones, или, иначе — Ancient Ones).
Август Дерлет, из предисловия к “Историям о мифах Ктулху”

У самого Лавкрафта Старшие боги явным образом ни разу не упоминались (кроме, пожалуй, очень похожего на них Ноденса, Хозяина Великой бездны из рассказа “Загадочный дом на туманном утесе”). Не было у него и систематизированного пантеона Древних. Да и сам термин “Древние” (Ancient Ones) используется лишь однажды — в рассказе “Врата серебряного ключа”.

Следует отметить, что монстры из мифов Ктулху не проявляют преднамеренной враждебности к человечеству — они скорее являются той равнодушной и безразличной силой мироздания, которую нагляднее всего можно сравнить с человеческой ногой, случайно затаптывающей тысячи крошечных насекомых.

Отец ужаса

Говард Филлипс Лавкрафт (20.08.1890 — 15.03.1937) родился в маленьком американском городке с многозначительным названием Providence (букв. — “предвидение”). Отец — Винфред Скотт Лавкрафт — работал коммивояжером. Через три года после рождения сына он заболел сифилисом, сошел с ума и был помещен в госпиталь.

Дедушка Випли заставлял юного Говарда читать “Сказки 1001 ночи”, “Рождение сказки” Булфинча, “Илиаду” и “Одиссею” Гомера. Вдобавок к этому бабушка каждый вечер рассказывала ему готические европейские сказки (не те, которые мы знаем по детским книжкам, а настоящие, не адаптированные для детей — где сестрам Золушки, не влезающим в хрустальную туфельку, рубят пятки; а прекрасный принц, добравшись до спящей красавицы, перед тем, как разбудить ее, “снимает цветы любви”).

В молодости Лавкрафт постоянно болел и почти не ходил в школу. Он так и не смог получить диплома о среднем образовании и поступить в университет. Его брак с украинской еврейкой Соней Грин длился лишь несколько лет.

Несмотря на то, что произведения Лавкрафта печатались и неплохо раскупались, писатель был беден. Он вел невиданную по масштабам переписку (считается, что это — самая крупная авторская переписка в мире) со своими коллегами, среди которых были Форрест Акерман (известный в США фантаст), Роберт Говард (создатель Конана-Варвара) и Роберт Блох (Психо).

Лавкрафт умер от рака и недоедания. Поклонники иногда оставляют на его могиле эпитафию (ее быстро стирают, но она появляется вновь): “Не мертво то, что в вечности живет. Со смертью времени и смерть умрет”.

Древние

Древние (Great Old Ones) — невероятно могущественные существа, предположительно — ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Очень вероятно, что многие из них бестелесны, вернее говоря — состоят не из материи.

Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи — культисты.

Апхум-Зхах (Aphoom-Zhah) — он же “Холодное пламя” — божество, созданное другом Лавкрафта — Кларком Эштоном Смитом (1893-1961). Этот монстр — потомок Ктхугхи (Cthugha). Подобно другому чудовищу — Итхаква (Ithhaqua), — он спит подо льдом Арктики, ожидая своего “звездного часа”. Во времена ледникового периода Аптум-Зхах частенько наведывался в Гиперборею (Лавкрафт считал таковую аналогом Атлантиды). Для людей он выглядит как огромный, холодный столб серого огня.

Чхаугнар Фаугн (Chaugnar Faugn) — “Бог слонов”, “Ужас с холмов” — творение Фрэнка Белнапа Лонга (1903-1994).

Другие (чудовища — прим. МФ) вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности — таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания, знакомые избранным людям по запретным книгам наподобие “Некрономикона”, “Книги Эйбона” или труда фон Юнцта “Сокровенные культы”.
Г.Ф. Лавкрафт, “Ужас в музее”

Ктхугха (Cthugha) — создан Августом Дерлетом и впервые появляется в рассказе “Дом на кривой улице” (1962). Это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги — раса огненных вампиров. В рассказе Дерлета “Обитающий во тьме” главный герой пытается призвать Ктхугху, чтобы тот изгнал воплощение Нъярлатотепа (Nyarlathotep) из леса в Канаде.


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека