Солнечный Камень Богов
Сегодня мы предстваляем Вашему вниманию статью "Сияющей Земли", автора эссэ «Каталог Печатей», опубликованного впервые на нашем сайте. В настоящей статье автор знакомит с результатами продолжения исследований наследия цивилизации майя.
Читайте на сайте по теме:
«Тайны майя» Э. Джилберт, M. Коттерелл
«И-Цзин» древнекитайская"Книга Перемен"
«Фактор майя. Внетехнологический путь» Хозе Аргуэльес
«Новое время и новый мир (Календарь Майя)» П.И. Мовчан
"Сияющая Земля"
Солнечный Камень Богов
В наши дни всё больше и больше элементов древних культур выплывает из глубин веков и становится достоянием широких масс. Происходит переплетение и слияние самых различных пластов в единое целое, не смотря на разделяющие их многие века и тысячелетия. Причины данного слияния выходят за рамки данного рассмотрения, но стоит указать на некоторые очевидные моменты, связанные с этим процессом.
Мы действительно живём во время, когда символы, учения и воззрения прошлого оживают на наших глазах, приобретая новую жизнь. Но при этом зачастую мы не имеем никакой возможности проверить, являются ли те знания, которые современный человек черпает из огромного достояния прошлых эпох, именно теми знаниями и идеями, которые наш предок пытался выразить и передать, создавая те или иные памятники культуры, будь они выражены в письменных, художественных, скульптурных или иных формах. Это означает, что современник, прикасаясь к культуре древности, зачастую не реконструирует её именно в том виде, в каком она была в те далёкие времена, но переосмысливает её в свете накопленных знаний, в свете пройденного пути.
Другими словами, в старые меха он наливает новое вино. При этом человек современности даже не осознаёт того, как делает это, иногда даже наивно пологая, что его осмысление и мировоззрение данного памятника соответствует осмыслению представителя культуры древности, которая этот памятник создал. Более того, у нас нет никакой возможности при существующих методах получить достоверное восприятие наших древних предков, которые создали наше культурное наследие. Или, говоря иначе, у нас нет никакой возможности войти в одну и ту же воду дважды.
По всей видимости, в сложившейся ситуации у современного человека есть лишь один реальный путь. Поскольку любые попытки восстановления картины прошлого не могут воссоздать реальность исследуемых эпох, то единственным выходом является признание этого факта.
Но это признание вовсе не означает отказ от всего культурного наследия, накопленного за тысячелетия существования человечества. Это означает лишь изменение отношения к нему. Если до настоящего времени человечество относилось к своей истории как к достоверной и непрерывной последовательности, где каждому культурному элементу соответствует своё строго определённое место, то в наше время это отношение изменяется. Сейчас человечество начинает осмыслять всю призрачность и относительность своей многовековой памяти, и поэтому отношение к ней изменяется на отношение как к огромному архиву материалов, которые оно использует не для поддержания своей прерванной последовательности, но как новое средство выразительности.
Другими словами, камни древних руин используют для построек новых строений, а старые символы и формы наполняются новыми смыслами и идеями, отвечающими реалиям современности. И при этом делается это осознанно. И это является немаловажным моментом. На первый план выходит сам процесс наполнения, который из разряда бессознательного переходит в разряд осознанного. Эта осознанность позволяет человечеству приобрести совершенно новое состояние, продвигая его на качественно новый уровень.
Теперь можно сказать несколько слов об одном из осколков былых эпох, который привлекает всё больший интерес. Речь идёт о так называемом ЦОЛЬКИНЕ, или Солнечном Камне Богов, который является неотъемлемым элементом большинства цивилизаций доколумбовского Нового Света. Мы также будем тут использовать и другие названия, которые используют по отношению к нему.
Общепризнанным является воззрение на Цолькин как на священный календарь. Название Цолькин так и переводят – «священный счёт». Действительно, Цолькин использовался в качестве календаря, его элементами отсчитывали дни, годы и т.д. Но при этом существуют воззрения, утверждающие, что лишь священным религиозным календарём роль Солнечного Камня не исчерпывается. На это указывает уже одно то, что у майянцев, использовавших Цолькин, помимо этого священного счёта были и другие календарные системы. Надо отметить, что Цолькин, не являясь солнечно-лунным календарём, никак не может отвечать сельскохозяйственным нуждам, и поэтому, по всей видимости, имел некое более глубокое значение, чем отсчёт дней. Очевидно, что с этой целью отлично справляется и куда более «удобный» солнечно-лунный календарь.
Удивительно, но мы не имеем никаких убедительных исторических сведений, которые могли бы сказать нам о происхождении этого Солнечного Камня Богов и о глубинных целях его применения. Но если задуматься, это можно даже расценивать как его преимущество.
Существует множество теорий и гипотез, объясняющих сущность Цолькина. Некоторые из них являются довольно научными и хорошо обоснованными, другие же откровенно смахивают на религиозные учения.
К примеру, широкое распространение получило учение Дримспелл, основателем которого является небезызвестный Хозэ Аргуэлльес. Можно сказать, что Цолькин является фундаментом всего его учения, в котором он приобретает новое название – Гармонический Модуль. Мы не будем подробно рассматривать движение Дримспелл, отметим лишь ключевые идеи, которые так или иначе связаны с Цолькином.
Как известно, структура Солнечного Камня Богов образуется комбинациями двух типов элементов, в одном из которых их 13, а во втором 20, что образует в результате 260 различных единиц. Движение Дримспелл подарило нам дополнительные названия этих составляющих элементов – 13 галактических тонов и 20 солнечных печатей. Комбинируя эти печати с тонами, и получаются 260 единиц, которые называют кинами.
Согласно Дримспелл, галактические тона – это последовательность пульсаций, которыми пронизана вселенная. Можно встретить описания, говорящие о том, что эти пульсации исходят из центра нашей Галактики, что объясняет их название «галактические». Солнечные печати отображают этапы развития, иногда их связывают с пульсациями нашего Солнца. В непрерывном слиянии этих пульсаций сердца Галактики и Солнца и образуется Гармонический Модуль. Иногда его называют структурной картой нашей Галактики, но поскольку он, согласно этому воззрению, является фракталом Творения, то таким же образом может использоваться для описания любой целостной структуры и разных «вселенских уровней». Надо отметить, что с развитием идей фракталов и голографии, появляется всё больше моделей и систем, которые основываются на этих идеях, и описание Цолькина как своеобразного голографического фрактала в свете этого уже не является чем-то уникальным.
Таким образом, мы видим, что учение Дримспелл понимает Цолькин гораздо шире, чем просто календарь. Отметим, что практическая цель этого учения – развитие многомерного сознания и вхождение в многомерную гармоническую реальность. Надо также отметить, что эта цель отвечает запросам большой части ищущих людей современной эпохи. Другую же часть, знакомых с Цолькином, интересует в большей степени его предсказательные свойства. Но для достижения и тех, и других целей Солнечный Камень обычно используется именно в качестве особого календаря, а в первую очередь - как своеобразный счёт дней. Поэтому мы должны рассмотреть Цолькин в этом его аспекте.
Первым делом необходимо отметить, что Дримспеллом утверждается единственно верное соответствие дат григорианского календаря и кинов Цолькина. Проще говоря, согласно этому учению, каждой дате григорианского календаря соответствует единственно верный кин Гармонического Модуля. Это соответствие называют «естественной гармонической частотой», а иногда можно встретить описания, называющие его «Божественным порядком».
Не смотря на завораживающие порой красоту и гениальность идей и находок движения Дримспелл, необходимо указать на некоторые скользкие моменты, которые в нём присутствуют. К примеру, таким местом является ключ Дримспелла. Под ключом тут подразумевается алгоритм, с помощью которого происходит пересчёт дат григорианского календаря в кины Цолькина. Другими словами, именно через этот алгоритм выражается упомянутое выше соответствие двух систем. С точки зрения арифметики этот ключ нельзя считать верным, поскольку он совершенно не учитывает добавочных дней високосных лет, и поэтому не имеет реальной связи с земными астрономическими сутками. Но, как бы странным это не было, этот факт мало останавливает приверженцев системы Дримспелл.
Также не существует никаких убедительных научных свидетельств о так называемых галактических пульсациях, хотя эта идея, в том, или ином виде, встречается во многих учениях по всей планете. Но подробней об этом моменте у нас речь ещё впереди.
Что касается «солнечных пульсаций», то некоторые научные свидетельства на этот счёт действительно существуют, но, к сожалению, на данный момент в этих свидетельствах нет никаких упоминаний связи этих «пульсаций» с числом «20». Если уж называть некое число, которое характеризовало бы цикл солнечной активности, то это число – 28, именно столько дней занимает один цикл суточного вращения Солнца на экваторе относительно Земли, во время которого изменяется электромагнитное взаимодействие между ними. При этом цикл разбивается на четыре части, каждая из которых длится приблизительно неделю, каждая из которых несёт своё воздействие на солнечную систему. Между прочим, данный факт является неплохим плюсом в пользу гражданской календарной реформы, предлагающей усреднить месяц до 28-ми дней и четырёх полных недель, добавив ещё один месяц, но не будем отвлекаться от основной темы и вернёмся к обсуждению Солнечного Камня.
Теперь можно сказать несколько слов о имеющихся тенденциях использовать Цолькин в гадательных и предсказательных целях, или, проще говоря, в качестве своеобразного гороскопа.
Как известно, общепризнанное первенство в этой области принадлежит астрологии, которая имеет долгую историю развития своей теории и практики. Надо отметить, что глупо рассматривать этот феномен как простое «людское суеверие». Современные научные исследования всё больше дают подтверждение идее, что огромное влияние на людские жизни имеют различные астрономические объекты и циклы. И поэтому астрология действительно имеет вес и неплохое основание для своей деятельности. Но теперь мы должны указать на пропасть, которая пролегает между Цолькином и астрологией.
Действительно, составляя гороскоп, астролог использует некоторые календарные даты. Но следует чётко осознавать, что он использует их не сами по себе, но переводит их на язык астрологии – на язык циклов космических объектов. Но выше мы уже указывали на то, что циклы Цолькина не имеют никаких известных связей с астрономическими циклами и объектами. А это означает, что предсказания, основанные на Цолькине, не имеют под собой никаких связей с наблюдаемой реальностью. И это может служить неплохим поводом для того, чтобы считать их сомнительными.
Но давайте вернёмся к теме поиска «правильного счёта».
Поскольку очевидным является то, что счёт дней, основанный на ключе Дримспелл нельзя в полной мере считать верным, то правомерно встаёт вопрос о том, какой счёт таковым является.
Во-первых, если мы хотим иметь возможность переводить любые даты григорианского календаря в кины Цолькина, то необходимо иметь правильный алгоритм, способный на это, который учитывал бы високосные года, а также он должен учитывать поправки и изменения, которые вводились в григорианский календарь за время его существования. Во-вторых, необходимо выбрать некую точку отсчёта, которая позволила бы связать счёт дней, основанный на Цолькине, с григорианским календарём.
Самым логичным выглядит предложение связать григорианский календарь с тем счётом на основе Цолькина, который вели сами исторические майя. И тут мы находим зацепку, которая может привести нам к общей точке отсчёта. Дело в том, что согласно майянскому летоисчислению мы живём в эпоху Пятого Солнца. И счёт дней майя заканчивается вместе с этой эпохой. Таким образом, вполне естественно взять за точку отсчёта последний день счёта майя. Но и тут есть некоторые проблемы. Дело в том, что в наших условиях нет возможности узнать, какая именно из датировок этого последнего дня, предлагаемых учёными исследователями, является единственно верной. Существует несколько таких дат конца счёта. Одна из них, к примеру, утверждает, что счёт майя заканчивается в декабре 2012 года, а другая – в октябре 2011-го. Одни из датировок утверждают, что последний день эпохи приходится на последний кин Цолькина, другие же говорят о том, что это иной кин.
На данный момент мы не можем получить однозначную и точную точку отсчета соответствия майянского счёта и григорианского календаря. Поэтому мы не можем получить алгоритм, который давал бы однозначно верное соответствие двух систем счёта. И поэтому не удивительно, что существует несколько таких алгоритмов, которых придерживаются те, или иные люди. Но какая из этих систем является правильной? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо в первую очередь понять, что в нашем случае означает «правильность» системы.
Очевидно, что «правильность» той или иной системы зависит от целей её применения. Поэтому сейчас мы должны чётко и однозначно определиться с целями, которые ставим перед собой, используя Солнечный Камень.
Если нашей целью является простое следование, возобновление того исторического счёта, который вели древние майя, тогда, как уже говорилось выше, у нас нет никакой возможности однозначно определить «правильность» используемого ключа. Поэтому становится очевидным, что такое целеполагание в наших условиях является просто бессмысленным.
>Но давайте вернёмся к идее, говорящей о том, что кины Цолькина описывают некие вибрации Мироздания, и попробуем подробней разобраться в ней. Согласно этой идее, вселенная пульсирует некоторыми частотами, между которыми есть определённые взаимосвязи, образующие некоторую структуру. Если обратиться к мудрости Востока, то очевидным примером данной идеи мы найдём в «Книге Перемен». Отличие И-Цзина от Цолькина заключается в том, что первый базируется на двух элементах «Инь» и «Янь», которые своими комбинациями и образуют матрицу Перемен, а второй образуется из двух множеств элементов, каждый из которых не может быть разложен на составляющие, то есть является наименьшей составляющей.
Необходимо отметить, что исторически мудрость И-Цзина была всегда востребована практически во всех областях китайской культуры, а теперь она признана во всём мире. Более того, сейчас обнаружены очевидные связи «Книги Перемен» с некоторыми научными воззрениями, например – в области генной инженерии. Мы можем предположить, что теперь настала очередь Цолькина. Позволим себе некоторую вольность и предположим на основании аналогии с И-Цзином, что и структуры Цолькина также окажутся связаны с некоторыми областями науки. Например, таким кандидатом выглядит электромагнитная область, а также исследования волн и резонансов. Но давайте вернёмся к теме вселенских пульсаций.
Когда мы глубже погружаемся в эту идею, то становится очевидным, что эти пульсации не зависят от времени, в том его понимании, которое обычно вкладывает в слово «время» представитель материалистической картины мира. Это означает, что мыслимые нами вселенские вибрации пребывают вне времени, как некие вечные состояния бытия. Более того, эти состояния не только независимы от времени, то есть, другими словами довременны, но именно их чередования это время и создают.
Таким образом, согласно этой идее, время существует благодаря непрерывной бесконечной смене, череде различных состояний. В Книге Перемен это чередование символично отображено в последовательной цепочке гексаграмм, да и само название «И-Цзин» указывает на это же. Аналогичным образом Перемены отображены в матрице Цолькина, где состояния бытия обозначены кинами, образованными соединением тона и печати. Если быть более точным, то в Цолькине фактически мы имеем две шкалы состояний, которые своим наложением и образуют структуру Гармонического Модуля.
Таким образом, мы выяснили, что элементы Цолькина, или кины, в своей абстрактной сущности описывают состояния реальности вне времени. И теперь нам становится очевидно, что если нашей целью является попытка осознания и восприятия этих вселенских пульсаций с помощью Солнечного Камня, то вопрос о неком «правильном» ключе в таком случае по своей сути является просто абсурдным. Если уж говорить о неком ключе, то сам Цолькин и является таким ключом.
Фактически это означает, что любое осознанное проживание Цолькина является правильным. Другими словами, если человек поставил своей целью углубить своё восприятие реальности с помощью матрицы Цолькина, то он может войти в его порядок в любое время и из любой точки Солнечного Камня. Потому что его целью стоит ни что иное, как постижение вневременных по сути состояний с помощью структурного осознанного проживания и восприятия времени.
Если использовать призму Цолькина, то мы можем сказать, что реальность «пронизана» его кинами во всех возможных вариациях. К примеру, если взять в качестве одного кина одни земные сутки, то мы можем сказать, что в этом случае существует одновременно 260 различных частот, которыми «пронизан» этот временной интервал. И поэтому мы можем настроиться на любую из них. Таким же образом можно брать в качестве единицы отсчёта естественный, или искусственный промежуток времени любой «длины» – сама вневременная структура Цолькина остаётся неизменной. Но всё же видится самым удобным и практическим способом брать в качестве единицы одни земные сутки.
Итак, мы видим, что теперь на первое место выходит не некий частный случай структуры Солнечного Камня, а сам процесс настройки на неё, её проживание и восприятие. И именно это видится «правильным» на данном этапе.
Также имеет смысл упомянуть тут утверждение, говорящее о том, что время – это сущность восприятия. Это означает, помимо всего прочего, что изменяя наше восприятие времени мы изменяем восприятие реальности. И уже тут мы видим неплохую практическую ценность Цолькина.
Обратившись к другим описаниям реальности, например к тем, которые приписывают воинам толтекам, мы увидим удивительные сходства в некоторых моментах. Существует описание реальности как потока нитевидных эманаций, пронизывающих всё сущее. Каждая такая нить – бесконечна и вечна, а также является некоторым качеством бытия, качеством восприятия. И тут мы видим подобие этих эманаций и описанных выше вселенских вибраций.
До сих пор взгляд на время проходил через призму пространства. Такое отношение так глубоко укоренилось в нашем восприятии, что мы уже не замечаем этого. Мы привыкли расценивать время как некую дополнительную четвёртую координату к трём пространственным. И поэтому, сравнивая временные интервалы, мы говорим о их «длине», словно время – это некая пространственная величина. Поступая подобным образом, человек сам себя заключает в ловушку, замыкая своё восприятие. Потому что, как мы уже сказали выше, время – это сущность восприятия. И поэтому время гораздо загадочней и непостижимей, чем пространство материального мира повседневности. Время напрямую связано с восприятием, и, следовательно, с качеством, а не с количеством.
Таким образом, взгляд на время через призму Цолькина даёт человеку шанс вернуть себе осознание времени как сущности восприятия, разорвав его связь с материалистической картиной мира.
Следует обратить внимание, что, настраиваясь на структуру Цолькина, человек в первую очередь учится самому процессу настройки. Выстраивая гармоничную структуру Солнечного Камня в своём сознании посредством осознанного проживания времени, человек настраивается на некую частоту. Необходимо отметить, что поскольку структура Цолькина является гармоничной, то и частота, на которую настраивается человек при его использовании, также является гармоничной. А это указывает на оздоровительные и уравновешивающие эффекты применения Гармонического Модуля. Но куда более значительным фактом является то, настройка с помощью Цолькина даёт возможность осознать саму эту настройку. Таким образом, мы можем сказать, что Цолькин выступает тут в роли некого поэлементного отображения настройки.
Если же мы вновь обратимся к описаниям воинов толтеков, то можем выдвинуть ещё более смелые предположения. В наше время общеизвестным термином для обозначения настройки является такое понятие как «точка сборки». Её описывают как светящуюся точку в человеческом коконе размером с теннисный шар. Удивительно, но очевидной ассоциацией свечения этой точки является ассоциация со светом Солнца.
Согласно учению толтеков, именно благодаря свечению этой точки и происходит настройка восприятия на те, или иные феномены реальности. И поэтому мы можем сказать, что Цолькин может выступать в роли структурного чертёжа точки сборки. Следует отметить, что этим высказыванием мы вовсе не утверждаем, что точка сборки «построена» на структуре Цолькина. Мы лишь указываем, что Солнечный Камень может служить инструментом для осознания наличия этой точки, своеобразным символьным указателем на неё.
Как известно из имеющихся описаний, существует возможность перемещения точки сборки, что означает изменение настройки, вплоть до сборки иных миров, полностью изолированных от данного. В свете этого вспоминается ещё одно название Цолькина – Перекрёсток Миров.
Таким образом, мы видим, что рассмотренный нами осколок древности имеет вполне реальное значение в наши дни и вполне может служить практическим целям современности. И при этом они гораздо шире, чем узкие рамки религиозного календаря с его предсказательно-гадательными функциями.
Надо также отметить, что применение Цолькина в описанных нами целях является практикой для «правой стороны», то есть это практика не требует изменённых состояний сознания, хотя сама вполне может вести к ним, а проводить её следует как раз из обычного состояния, используя Цолькин в повседневной жизни. В связи с этим необходимо упомянуть ещё одно удивительное совпадение, которое заключается в том, что другим названием Цолькина является название «Тональаматль», которое явно содержит в себе указание на так называемую «правую сторону».
Но описание практических техник по применению Цолькина не входят в цели данного рассмотрения, поэтому на этом наше беглое знакомство с Солнечным Камнем Богов мы заканчиваем.
01.03.2008