Астрология как метод изучения жизненных циклов
Астрологию можно определить как метод для изучения жизненных циклов. Ее основная цель — установить существования постоянных систем (моделей) в последовательности событий, составляющих внутреннюю и внешнюю жизнь человека, а затем использовать знание этих систем для того, чтобы управлять жизнью или осмысливать ее.
По мере того, как человек обучается управлять возникновением, развитием и повторением жизненных ситуаций, он обретает мастерство. В этом состоит цель «знатока» или ученого — в том, чтобы точно рассчитать время действия и настроиться на предполагаемую реакцию. С другой стороны, человек, осмысливающий свой жизненный опыт через соотнесение его с циклами его индивидуального бытия или бытия человечества в целом, развивает в себе сознательное и всестороннее отношение к жизни. Он обретает понимание и мудрость, что является целью философа. В самом деле — изучение циклов, то есть периодической активности в природе, человеческой или иной — это корень любого значительного знания, будь то научное или философское. А изучение циклов — это изучение времени.
С природой времени связано немало путаницы, которая в основном возникает из-за неумения провести различие между «общим» и «индивидуальным» временем. Общее время — объективное время — это время, измеряемое календарем или часами; это время, которое заставляет крестьянина вспахивать поле или собирать урожай, которое устанавливает нормальный, естественный ритм биологических функций в человеческих телах. Это и есть та самая матрица, куда направляется обычная деятельность людей. Подобно тому, как общественная деятельность и обычные реакции на жизнь средней личности задаются культурно-религиозными традициями и законами данной страны, на еще более базовом уровне общая деятельность человека и его объективное чувство времени задаются небесными циклами. Небесные циклы служат не только для «изменения» времени, они и есть сама суть общего времени. А фундаментальной характеристикой этого времени, которое приходится осознавать всем людям, является то, что оно циклично. Оно циклично, потому что оно устанавливается периодическими изменениями в космическом окружении человечества — то есть упорядоченной активностью космических целых, лишь малой частичкой которых является наш земной шар.
Помимо этого объективного времени, действительного для всех людей, существует и индивидуальное время, переживаемое отдельными существами как субъективная продолжительность. Оно переживается обычно как бессознательное, органическое душевное чувство, и это чувство не поддается стандартизации, поскольку оно зависит от более или менее индивидуализированного ритма того, кто его переживает, и от особых, невоспроизводимых условий. Субъективная продолжительность — это результирующая состояния органической целостности. Это выражение особого ритма особого органического целого, функционирующего поистине как целое, а не просто как часть более крупного целого.
На уровне строго животной жизни продолжительность — это выражение ритма вида в целом, а не ритма его отдельного представителя, потому что индивидуальные характеристики свойственны виду, а не отдельным организмам, проявляющим биологические характеристики данного вида. Однако в том, что касается людей, по мере того, как начинает действовать процесс индивидуализации и отдельный человек проявляет все более индивидуальные (а значит и относительно уникальные) качества — биологические и прежде всего психологические — начинает ощущаться «индивидуальное время». Поначалу, когда первые стремления юности достигают сознания, это чувство субъективной продолжительности ощущается смутно, почти мучительно, затем оно становится острее, по мере того, как человек начинает действовать как индивидуальность. Эту скрытую реализацию вызывают моменты большого эмоционального напряжения — интенсивной жизни или «умирания»; но были также разработаны методы для того, чтобы сознательно вызвать или ускорить такое внутреннее развитие. Индийская йога является типичным примером такой сознательной попытки индивидуализировать время — результат, получаемый путем управления органическими энергиями и перефокусировкой эго.
Сосуществование объективного времени и субъективной продолжительности в сознании индивидуализированного человека на определенной стадии эволюции порождает глубокий внутренний конфликт. Этот конфликт параллелен и является функцией борьбы между коллективными и индивидуальными факторами личности, между желанием участвовать в коллективных и общественных системах или содействовать им, и стремлением выражать свою неповторимую сущность; между врожденным пониманием того, что одни — это часть большого целого (общества или человечества) и сокровенным ощущением того, что один — это есть целое, неповторимое и самодостаточное.
Астрономия и все точные науки имеют дело исключительно с объективным — часовым — временем, соразмеряемым с общепринятым стандартом. Таким стандартом обычно являются сидерические сутки, период между двумя последовательными возвращениями звезды на меридиан — время, необходимое для полного суточного оборота Земли вокруг своей оси.
Поскольку астрология опирается на астрономические данные, она также имеет дело с объективным временем и его циклами. Но астрология — это не просто изучение самих по себе небесных циклов; это метод интерпретации значения этих циклов относительно возможностей для роста в людях. Ее задача не в том, чтобы просто рассказать, что произойдет в определенный момент объективного времени. Ее основная цель — когда она верна своему самому высокому и истинному предназначению в человеческих делах — указать возможности для индивидуального развития, свойственные знаменательным поворотным точкам в цикле человеческой жизни. Она не имеет дела — или не должна иметь — с тем, что диктуется общей, космической судьбой, но вместо этого она должна рассматривать возможности, которые отдельный человек должен извлекать из непреодолимой, структурирующей матрицы объективного времени и переводить в творческую свободу субъективной продолжительности. Астрологию можно понимать как метод раскрытия собственной структуры бытия отдельного человека, а эта структура является основой бессмертия личности, поскольку бессмертие — это способность жить в мире, созданном самим человеком, и сохранять в целости структуру этого мира (и внутри него — твердо установленные особенности творческой мысли человека), даже невзирая на распад биологического организма, который мы называем смертью. Бессмертие — это победа субъективной продолжительности над объективным временем. Это торжество осознания себя как некоего целого с уникальной сущностью над восприятием себя просто как части человеческого рода, подчиненной общим и общественным шаблонам жизни и поведения.
Индивидуальная карта рождения, построенная на точный первый момент независимого существования человека как живого организма (первый вдох) — это космический символ индивидуальной структуры бытия. Но астролог должен уметь видеть ее таковой! Если он рассматривает карту рождения просто как показания циферблата часов объективного времени на какой-то определенный момент, если он суммирует положения Солнца, Луны и планет, как человек, глядящий на часы, суммирует показания часовой, минутной и секундной стрелок, тогда то, что находит астролог, является только итоговой суммой принуждений, которые должен встретить новорожденный согласно законам действия и противодействия его общей человеческой природы. В самом деле, тогда новорожденный рассматривается просто как сочетание естественных побуждений, наследственных склонностей и неизбежного следования шаблонам окружающей среды.
С другой стороны, если астролог в состоянии представить себе карту рождения в целом как индивидуальную и неделимую структуру, выявляющую потенциальную возможность проявления уникальной и самобытной сущности, способной создать свое собственное субъективное время и установить начало своей собственной эры — исходную точку его бессмертия — тогда астролог может исполнять духовную функцию. Он создает образ цельности того человека, чью карту рождения он изучает. Это духовный акт, потому что дух имеет место только с целым. Дух — этот цельность каждого живого целого, и в своих действиях он всегда стремится восстановить цельность, равновесие, гармонию, нераздельность, здоровье, полноту бытия — везде, где есть сознание нехватки, нужды, нереализованного пока величия, недостигнутой пока полноты... И в то же время это вера, которая лишь одна может открыть ворота пустой структуры стремительному потоку духовного изобилия.
Объективное время устанавливает людям пределы и ограничения, потому что оно — продукт активности многочисленных небесных космических тел, в электромагнитных полях которых человек представляется весьма незначительной частью. Таким образом, положение Солнца, или Луны, или любой планеты, или звезды в карте рождения представляет особый вид подчиненности, который данный человек испытывает в отношении к естественным энергиям, символизируемым циклическим движением именно этого небесного тела, связанного с объективным временем. Это подобно тому, как ребенок рождается в определенной семье, принадлежащей к определенному общественному классу, что указывает на его подчиненность особому типу общественных пристрастий, которые связаны с этим классом. Это ограничивающий факт. Родиться 30 июля любого года — это ограничивающий факт. Он устанавливает особый тип подчиненности человека фактору солнечной витальности — реакцию типа Лев на эту солнечную витальность.
Однако, если рассматривать карту рождения как целое — как «имя» человека в процессе развития, ее целостность представляет особый потенциал свободы данного лица от той или иной естественной энергии и общественного пристрастия, которые имеют тенденцию характеризовать его реакции на жизнь. Рассматривать карту рождения как целое — значит видеть ее как сложное соотношение между многими содержащимися в ней факторами: планетами, куспидами, узлами, частями и т.д. В итоге же получается не соотношение. Подытоживание указаний, которые даются отдельными факторами, имеет статическую значимость, но духовного смысла не имеет. Духовный смысл — это выражение связности. Так, звук, который великий музыкант извлекает из скрипки, являет собой сложную сущность, состоящую из многих обертонов, каждый из которых обладает особой частотой, динамической силой, фазой и т.д. Когда мы слышим этот звук, мы слышим органический синтез всех составляющих его звуковых колебаний, а то, что мы называем «тембром», подвижным качеством, эмоциональной силой звука — все это результат связанности всех этих звуковых колебаний. Это — «характер» звука, точно так же, как характер человека — это выражение связанности всех составляющих частей его общего бытия. А характер — это творческая свобода.